Ваш ребенок идет в первый класс

 Одним словом, из среды игровой он приходит в среду учебную, к которой надо приспособиться. А чтобы приспособиться к учебной среде, у ребенка к моменту его поступления в школу должна быть создана положительная внутренняя мотивация, которая складывается из желания учиться и понимания, для чего существует школа и для чего нужны получаемые в школе знания. Часто дети идут в школу с удовольствием, но мотивация для этого у них чисто внешняя: "Мне купят новый портфель. Я буду взрослым. У меня будут книжки в обложках, как у брата...".
Естественно, на внешней мотивации ребенок долго продержаться не может, но лучше хоть какая-то мотивация, чем без нее вообще. К сожалению, процент детей, которые не хотят идти в школу, растет. Почему? Во-первых, дети часто видят отрицательный опыт своих сестер и братьев-школьников. Во-вторых, им так надоело детский сад (особенно в тот, который не по душе), что это чувство они переносят и на школу. В-третьих, ребенок просто не готов к школе, потому что "не наигрался": не было возможности играть. например, потому, что не было детей-сверстников, а у родителей не было времени для игр с ребенком. Ролевые игры, необходимые детям в дошкольном возрасте, заменялись компьютером или телевизионными передачами. А у ребенка, который "не наигрался", не выработана произвольность - способность действовать по образцу в соответствии с правилами. Он психологически не готов к школе, ему не хватает набора знаний и навыков, необходимых для адаптации к новым условиям.

Какой он, первоклассник?

Как показали последние исследования, мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично.
Когда на коррекционном занятии мы попросили рассказать первоклассницу Олю К., что она понимает под термином "тяжелая работа", она сказала: "Школа". Представляете себе на каком приделе психика ребенка, и какой ценой даются eй усnexu в школе? Хотя она прилежная ученица и не создает проблем учителям. Но, вернувшись домой, девочка начинает подолгу плакать без всякой причины. Если мама пытается ее успокоить и устранить причину слез, спрашивая, чего же она хочет, девочка требует то, что в данный момент недосягаемо: "хочу кошку Ваську ", которая живет у бабушки или "хочу бабушкиного пирога", а на предложение отправиться за всем этим к бабушке ревет "не хочу.'". Она довольно умненькая девочка, но школьная нагрузка ей не по силам. Она устает настолько, что вряд ли сможет долго хорошо учиться. А если вдруг у нее появятся плохие оценки, вследствие эмоциональной неадекватности, переживания ее будут таковы, что недалек невроз со всеми вытекающими из него последствиями. Девочка часто болеет, ребята в классе от нее отвыкают, и у них складываются уже свои дружеские пристрастия. А то, что Оля еще и реагирует на все, что ей не нравится, слезами, вообще отталкивает ребят.

Другая категория первоклашек - это те, которые обычно не учитывают общих норм поведения и правил, а следовательно, и понять не могут, к чему, собственно, и как им надо адаптироваться. Они могут встать из-за парты во время урока и пройтись по классу, заниматься на уроке всякой ерундой и мешать соседу, забывать, что нужно поднять руку, перед тем как что-то сказать на уроке... Словом, они не учитывают правил поведения.

Недостатки Артема К., 7 лет, свойственны, казалось бы, многим детям. Он "не сидит" на уроке, его скромного поведения хватает ровно на десять минут, а потом он начинает заниматься всем чем попало - играть в фантики от жвачки, рисовать каляки- маляки, причем не только на листке, но и на руках, вертеться из стороны в сторону, ронять все предметы подряд, смеяться без видимой причины, а когда ему наскучат сии невинные забавы, просто пройтись по классу, а иногда и выйти за дверь. Оценки в дневнике многообразны, как фауна Австралии : двойки с тремя минусами чередуются с жирными пятерками...
В поведении в нешкольной обстановке, его поступки и игры не имеют никакого смысла: он может, например, обмотать собственный язык веревкой и с упоением стоять с высунутым языком и вытаращенными глазами, или, сидя на полу, подолгу крутиться на "пятой точке", пока дым из ушей не пойдет, или корячиться на стуле, принимая нелепые позы.
С друзьями в классе у него неважно, потому что часто он абсолютно неосознанно делает что-то такое, что другие дети принимают за намеренно "вредные " поступки. Поведение Артема становится бесконтрольным, и внешне это выглядит как дурашливость... На уроке он внимательно работает лишь непродолжительный отрезок времени. А потом начинает зевать, перестает воспринимать информацию, начинает скучать и вертеться.


Еще одна категория детей те, у которых наблюдаются трудности пространственной ориентировки (а это неточное неточное изображение букв и цифр и неправильное расположение их в тетради). Конечно же, это отражается на учебных успехах. Но эти недостатки не так влияют на адаптацию к школе, как вышеперечисленные.

Если вы хотите найти причину, из-за которой ваш ребенок плохо адаптируется к школе, вам необходимо обратиться к детскому нейропсихологу. Специалист определит проблему и поможет подобрать соответствующие коррекционные упражнения для первоклассника.

А если он -особенный?

В жизни, хотя и не очень часто, бывает так, что десять человек "идут не в ногу", а один "в ногу" и строго по команде, причем идущие "не в ногу" умудряются еще и ставить подножки этому одному. Появление в классе ребенка, выделяющегося на фоне других способностями, обычно не вызывает восторга среди сверстников.

Нина пришла в первый класс полностью подготовленной, хотя специально к школе ее никто не готовил. Есть такие дети - их немного, которые учатся всему шутя, беря знания как будто из воздуха. К сожалению, отношения их с одноклассниками час-то не складываются. В первом "Б" у Нины не стало друзей после первого же урока чтения. Когда Нина бегло прочитала небольшой рассказик, учительница ей сказала: "Как ты хорошо читаешь, попробуйка статью из газеты!" Девочка шутя справилась и со статьей. "Вот, дети, как надо читать!"- поставила ее учительница в пример. А потом оказалось, что Нина опережает одноклассников и по всем остальным предметам. И дети почему-то перестали с ней дружить, хотя до того как обнаружилась ее, явно превосходящая всех, успешность, во-руг ее парты всегда была веселая возня и болтовня. И девочка, самая маленькая в классе по росту, стала сидеть на переменах под партой. На редкость самолюбивая, она ничего не говорила дома родителям. Хорошо, что ситуацию вовремя поняла учительница. И Нину перевели в другую школу, с усложненной программой, где у нее сейчас все хорошо.

Если вы чувствуете, что ваш ребенок опережает одноклассников, советуем подобрать школу или класс, подходящие его уровню. А лучше всего - проконсультироваться перед этим у специалистов.

Если уже через неделю, после того как ваш ребенок начал ходить в школу, вы стали замечать, что к "свету знаний" он явно не тянется, по утрам встает с неохотой, а иногда и со слезами - это первый признак того, что ему плохо в школе. Из перечисленного выше вы можете приписать ему многое. Тем более что описанные нами недостатки свойственны в небольшой степени по чти всем детям.
И все-таки они еще очень маленькие, наши первоклашки. Посмотрите, как они идут из школы. За спи-ной огромный, не по росту. ранец, в руке мешок со "сменкой", который чаше всего волочится по земле. А когда они приходят домой, больше всего им хочется достать игрушки и засесть с ними где-нибудь в углу, в привычной и родной обстановке... Мы хотим вам дать один совет не как специали-сты, а как родители - ребенку будет теплее в школе, если, помогая собирать ему портфель к первому учебному дню, вы положите в него "на счастье" малюсенького лохматого дружка - котика, песика, мишку. Может быть, он поможет вашему первокласс-нику в трудную минуту?