Смена школы - очень непростой шаг. Перемены места жительства и окружения, особенно частые, маленькому ученику даются нелегко. Поэтому необходимо быть твердо уверенным в том, что причина изменившегося отношения к учебе, корень зла, так сказать, заключается именно в неподходящей школьной обстановке. Вам стоит серьезно заняться поиском новой школы, если:
-
ребенок перестал усваивать элементарные вещи и нервничает при одном виде учебников;
-
вы начали замечать, что у него явно пропало желание ходить в школу и он неохотно рассказывает о событиях в классе;
-
малыш стал часто болеть, чего раньше не было;
-
учитель жалуется на то, что ваш ученик либо "отсутствует" на уроке, либо беспрестанно балуется и мешает заниматься другим;
-
вы чувствуете, что маленький вундеркинд значительно опережает в развитии своих ровесников, и ваше мнение совпадает с мнением учителя.
Чтобы оценить способности своего школьника, физическое здоровье, особенности его психического развития, стоит подойти к вопросу объективно. Не пренебрегайте помощью классного руководителя. Даже если учитель вам не по душе, его мнение лучше учесть -ведь он постоянно наблюдает вашего ребенка в школьной обстановке, а у вас такой возможности нет. Итак, "пройдемся" по нескольким учреждениям со среднеобразовательной программой, рассчитанным на детей с разным уровнем развития.
ШКОЛА РЯДОМ С ДОМОМ
Мнение учителя: "Ваш ребенок способный, может стать отличником, очень общительный, но полностью себя не реализует и учится как-то неровно".
Районная школа подходит именно для таких, беспроблемных детей, у
которых все в порядке и с успеваемостью, и с общением. Многие из нас
посещали такие школы. Основным ее плюсом всегда было то, что она
располагалась рядом с домом и дорога к ней была наиболее безопасной.
Преимущества:
У ребенка освобождается масса времени для занятий по интересам или
просто для гулянья. Образование в таких школах бесплатное, поэтому
средства, которые вы запланировали на начальное образование ребенка,
можно потратить на занятия, которые не менее полезны для его развития:
музыку, рисование или спорт.
Недостатки: Классы в этих
школах переполнены (до 30 человек), поэтому учитель не в состоянии
уделить должное внимание каждому. Ученики подобраны не по уровню
успеваемости, а по возрастным категориям (или по месту жительства).
Официальная статистика говорит о том, что 1/3 всех школьников имеют
психоневрологические отклонения, а 80-95% нездоровы. Это означает, что
часть детей в классе не будет усваивать учебную программу должным
образом и волей-неволей учителю придется подстраивать свои объяснения
под эту группу учащихся. Еще это значит, что в классе могут быть
"расторможенные" дети, своим поведением мешающие остальным ученикам
усваивать материал. Следовательно, наверняка будет снижена учебная
мотивация и школьнику, который хочет учиться, придется сделать выбор:
или во избежание конфликтов с остальным классом стать таким, как все,
или пытаться учиться вопреки всему.
Из-за массовости и
загруженности педагогического состава районная школа почти не имеет
возможностей для нововведений и предпочитает старые, испытанные методы.
Если в силу каких-то причин ребенок имеет возможность посещать только
районную школу, постарайтесь определить его на курсы, подготавливающие
детей к обучению в общеобразовательных школах. Эти курсы проводят
нейропсихологи, они платные, но стоимость их невысока.
ШКОЛЫ-ГИМНАЗИИ
Мнение учителя: "Ваш ребенок очень способный, понимает объяснения быстрее других, поэтому иногда ему бывает неинтересно на наших занятиях".
Школы-гимназии предусмотрены для детей, которые опережают в развитии
своих сверстников. Они платные, но эта плата доступна семье со средним
достатком. Из-за большого количества желающих попасть в гимназические
классы при поступлении обычно проводится тестирование.
Преимущества:
Обучение проводится по специальным программам, преподаватели - опытные
педагоги. В эти классы не берут "расторможенных" и отстающих в развитии
детей. Учиться в школах-гимназиях можно по разным программам, главное,
чтобы вы не выбрали курс с углубленным изучением тех предметов, к
которым ребенок, может быть, и способен, но не проявляет интереса.
Недостатки:
Обучение в подобных школах проводится по усложненной программе, что
может негативно сказаться на состоянии здоровья ребенка. Поэтому, решая
отдать его в гимназию, руководствуйтесь не только умственными
способностями, но и физическим состоянием.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ
Мнение учителя: "Он умненький и очень
любознательный: весь урок задает вопросы - и такие, что не сразу
ответишь... И отвечает на уроке совершенно не так, как остальные, - все
время какие-то новости".
Ваш ребенок полон творческих идей, от
которых, честно говоря, вы немножко подустали. Используйте его
творческую энергию в мирных целях! Существуют специальные школы,
предназначенные именно для таких - творческих, самостоятельно мыслящих,
активных детей. Эти школы работают по авторским программам, например
Эльконина-Давыдова. Курс воспитания в них основан не на послушании, как в
обычных школах, а на самостоятельности.
Преимущества:
Ученики не получают здесь готовых ответов, а приходят к ним сами, в
процессе обсуждений и споров. Например, таблицу умножения дети не
заучивают, а "выводят". Разрешается спорить с учителем и заваливать его
бесконечными "почему?", иметь собственную позицию по любому вопросу и
критиковать чужое мнение. Упор в обучении сделан не на запоминании, а на
понимании, и приветствуется, когда при проверке ученик сам нашел и
исправил ошибки в своей тетради. Эти методы включают и психологические
(возрастные) факторы, например для первоклашек на первом месте стоят
игра, соревнование, общение с одноклассниками. По методу
Эльконина-Давыдова работают 8-9% школ России.
Недостатки:
Для обучения по этой программе необходима смена места жительства всей
семьи, так как вероятность того, что подобная школа находится рядом с
вашим домом, очень мала. После окончания этой школы у ребенка не будет
возможности продолжить обучение по той же методике (в вузах такую
систему преподавания не практикуют). Привыкнуть к стандартным методам
обучения будет очень непросто.
ГИМНАЗИИ
Мнение учителя: "Для вашего ребенка программа класса - давно пройденный этап, он уже все это знает".
Если учитель подтвердил ваше мнение о том, что ребенку слишком легко
(и поэтому неинтересно) учиться в данной школе, то подумайте о переводе
его в гимназию. Не путайте школы-гимназии, где помимо гимназических
классов существуют обыкновенные, и гимназии, в которых учатся только
дети с высоким уровнем развития.
Преимущества: Штат
преподавателей в государственных гимназиях очень силен. В старших
классах занятия часто ведут преподаватели вуза, курс по какой-либо теме
может читать специалист-ученый, посвятивший всю жизнь изучению данного
вопроса. Ребенок, одаренный и стремящийся к знаниям, будет чувствовать
себя в гимназии как рыба в воде.
Недостатки: В
государственных гимназиях учатся большое количество детей из элитных,
хорошо обеспеченных семей. Поэтому дети, чьи родители имеют менее
высокий социальный статус, могут чувствовать себя ущербно.
ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
Мнение учителя:
Вариант 1.
"Этот сорванец занимается на уроке всем, чем угодно, только не учебой.
Он не усваивает урок вместе с классом, иногда приходится объяснять
специально для него!"
Вариант 2. "Ваш ребенок очень
старается и на уроках себя хорошо ведет, но слабенький какой-то, болеет
часто, пропускает много занятий, поэтому многое упустил".
Даже не
думайте о том, чтобы начать дополнительные занятия дома. Вы должны
найти своему ребенку такие условия обучения, которые будут максимально
подходить его здоровью и физиологическим особенностям. В частных школах
следят не только за успеваемостью детей, но и за их общим состоянием.
Преимущества:
Отдав ребенка в частную школу, можно быть твердо уверенным в том, что
он будет прекрасно накормлен, ухожен, что ему будут обеспечены идеальные
бытовые условия и у него появится возможность дополнительно заниматься
всем, чем он пожелает. Классы частных школ малочисленны, учитель имеет
возможность заняться каждым учеником индивидуально. Даже место, где
сидит ваш ребенок, будет выбрано не случайно, а в зависимости от того,
насколько удобно ему воспринимать информацию с этой точки пространства.
Тестирование в этих школах проводится в основном для того, чтобы учите
ля могли понять, с кем они будут иметь дело. В преподавательский состав
включены психолог, дефектолог и логопед. Наиболее "трудных" учеников
объединяют в отдельный, коррекционный класс.
Не стоит думать, что
в частных школах учатся только проблемные дети. Контингент учеников
очень разный. В старших классах частных школ хорошо бывает подросткам,
которые по ряду причин не могут окончить 10-й и 11-й класс обычной
школы. Попав в комфортные условия и доброжелательную обстановку, где
каждым лично интересуются и пытаются распознать способности, школьники
меняют учебную мотивацию на положительную и начинают лучше учиться.
Частная школа - идеальный вариант для родителей, которые не могут
уделять много времени детям и контролировать их школьные успехи или
внешкольные занятия.
Недостатки: Некоторые частные школы имеют слишком высокую стоимость обучения.
При выборе частной школы всегда интересуйтесь, есть ли у нее
лицензия и аккредитация. Лицензия подтверждает право школы обучать
детей, дает гарантию того, что помещение отвечает санитарным и
гигиеническим нормам, что в нем есть необходимое оснащение и штат
укомплектован специалистами с соответствующим образованием. Аккредитация
говорит о том, что школа имеет государственный статус, а следовательно,
выпускники ее получат аттестаты государственного образца.
Если
вы не ошибетесь в выборе школы, то положительные результаты в учебе не
заставят себя долго ждать. Главное помните: для любого ребенка можно
найти условия, которые пробудят в нем желание учиться.