Учеба детей летом

 Лето для детей - это долгожданный праздник, с наступлением которого можно с размаха пнуть надоевший портфель и с утра до вечера гонять в футбол, купаться в реке, носиться на велосипеде, заскакивая домой только для того, чтобы перекусить... А вот у родителей лето частенько вызывает совсем иные чувства. Стараясь соблюсти строгость, многие мамы и папы даже летом не дают ребенку свободно вздохнуть, заставляя часами сидеть над бесконечными правилами и теоремами. Кто же все-таки прав - отцы или дети? Работоспособность человеческого организма, как мы знаем, находится на максимальном уровне утром. К вечеру, к концу рабочего дня, мы устаем. И тот же принцип "работает" относительно времен года: осенью и зимой людям легче всего дается напряженный рабочий ритм. К середине весны организм заметно истощается, КПД снижается, а летом мозг и тело расслабляются окончательно. В это время года человек жаждет отдыха. Наблюдательные родители, конечно, замечали, что успеваемость ребенка в начале учебного года на порядок выше, чем в конце. Это сказывается не только на оценках, но и на желании учиться, на стремлении получить положительный результат, на количестве времени, необходимом для выполнения уроков. Любой студент или старшеклассник скажет, что летние экзамены сдавать гораздо тяжелее. В то же время желание родителей возобновить в памяти ребенка приобретенные в течение учебного года знания вполне обоснованны. Три месяца могут запросто вычеркнуть из памяти половину таблицы умножения или целый исторический период. Так повторять или нет? Естественно, повторять! Но так, чтобы в этом процессе не звучали слова "уроки", "задание" и "школа".

ПОЧЕМУ НЕ НАДО ЗАСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ЗАНИМАТЬСЯ ЛЕТОМ:

  1. Во время летних занятий с двойной скоростью накапливается нагрузка на кору головного мозга. Способность серого вещества воспринимать новую информацию в этот период минимальна.

  2. Чтобы превозмочь сезонную сопротивляемость организма работе, ребенку придется затратить помимо умственных усилий еще и физические, а это приведет к двойному растрачиванию энергии.

  3. Не исключено, что ученик может на долгое время возненавидеть дисциплину, из-за которой ему пришлось лучшие летние дни провести за учебниками.

  4. Родители, насильно усаживающие ребенка за книгу, рискуют потерять его доверие. Как, например, вы отнеслись бы к своему любимому начальнику, если бы он, провожая вас в отпуск, настаивал на непременном повышении квалификации?

  5. Материал, который вдалбливается детям с особым летним усердием, при первой же возможности забудется. А вот силы, потраченные на его изучение, не будут восстановлены - и в начале учебного года такой ученик придет в школу абсолютно не отдохнувшим.

ВСЁ ОЧЕНЬ ПРОСТО!

Самый продуктивный метод повторения пройденного материала состоит в том, чтобы включить основы предмета в рамки занимательной игры или интересного рассказа. Вот несколько советов, которые помогут вам понять принципы летнего "обучения".

Математика / Все мы летом на пляже играли в "Угадайку": игру, в которой нужно распознать слово, написанное соломинкой на голой спине. Достаточно заменить буквы на цифры для того, чтобы игра превратилась в решение примеров на сложение и вычитание (вы пишете - ребенок угадывает) . Чтобы запомнить таблицу умножения, придумайте вместе с ребенком смешные стишки. Например, Шестью семь - сорок два (Всюду катятся дрова), Шестью восемь - сорок восемь (К вам придем и есть попросим!), Не дадите нам поесть (Шестью шесть - тридцать шесть), Мы приедем драться! (Шестью два двенадцать). Стишки могут быть разных размеров. Главное, чтобы они были смешными и чтобы ребенок принимал в этом занятии непосредственное участие. Даже сервировка стола может превратиться в забавный урок математики. Предложите ребенку вынуть нужное количество ложек и положить их в определенное место (например, справа от тарелок). Со временем можно усложнить задачу: положить ложки справа от тарелки, но слева от стакана. (В этой игре помимо математической памяти у ребенка развивается пространственное восприятие, несформированность которого является причиной бед в алгебре и геометрии.)

Литература / У многих детей литература ассоциируется с чтением книжек, толще и зануднее которых нет во всем белом свете. Но не изучать литературу тоже нельзя. Предложите своему "мученику" другой способ изучения предмета. Сегодня продается огромное количество аудиокассет с записью текста классических произведений. Включая кассету ребенку перед сном, вы поможете ему с большей эффективностью усвоить содержание произведения. Читать текст, зная интонации и характеры героев, гораздо легче. К тому же, воспринимая текст на слух, ребенок развивает аудиальное восприятие. Таким образом, он не только пассивным образом изучит заданную на лето литературу, но и полюбит чтение.
Можно показать ребенку фильм, снятый на основе классического произведения. Правда, сюжет фильма может быть очень далек от оригинала, поэтому взрослым желательно знать содержание, чтобы вовремя откорректировать развитие событий и поведение главных героев. Многие литературные произведения показывают жизнь такой, какая она есть. Проводите аналогии между жизнью и литературным эпизодом - и юный читатель поймет, что литература - не абстрактный вымысел. Ребенок, который, стоя на берегу моря, слышит стихотворение Лермонтова "Парус", не сможет остаться равнодушным к поэзии.

Биология и природоведение / Лето - идеальное время для изучения окружающей среды. Строение цветка, рост стебельков, созревание плодов, изменение климатических условий - летом нет необходимости изучать это по учебнику и пластмассовым образцам, все можно увидеть своими глазами. "Гоняя гусей" в деревне, малыш без труда изучит всех домашних птиц, а ваше дело объяснить ему разницу между домашней и дикой птицей. Кстати, попугай не является домашней птицей, несмотря на то, что живет дома.

Русский язык / Многие дети не любят читать и писать, потому что в их сознании нет четко сформированного образа буквы. Летом легко устранить эту проблему - можно писать буквы на песке, рисовать человечков, похожих на разные буквы, лепить буквы или слова из глины и соленого теста.
Знакомая с детства игра в слова (называть новое слово на последнюю букву предыдущего: корова - арбуз - зуб - буква) поможет ребенку запомнить написание многих слов.
Игра "Виселица" будет очень полезна ученикам, пропускающим буквы в словах. Правила игры таковы: один из играющих загадывает слово, говорит, из какой оно области (фрукт, овощ, транспорт и т.д.), и пишет на бумаге первую и последнюю буквы слова, черточками обозначая нужное количество букв. Другой участник по буквам угадывает слово, после каждой неверно названной буквы рисуется палочка, пока не появится смешная виселица и человечек на ней. Угадывающий проигрывает, если слово не угадано до завершения "строительства". Старайтесь выбирать словарные слова и слова, на которые не распространяется правило (их труднее запомнить) .
Словарные слова можно прорабатывать также с помощью забавных рисунков, прорисовывая в них проблемные буквы (например, корова - рисуем корову с глазами в виде буквы "О", интеллигент - рожица у которой в глазах по букве "Л").
Чтобы проработать приставки или безударные гласные, придумывайте вместе забавные истории, в которых отрабатывается правило их написания. Вот, например, сказка про ПРЕ и ПРИ: "Жила-была Придумка. Она очень любила придумывать всякие наряды. Как-то раз придумала она себе платье. Примерила - неприятно. Присела Придумка, призадумалась. Решила пристрочить к платью кружева. Пришила и пришла показать ПРЕ. "Прелестно, превосходно!"- ответила ПРЕ. Придумка припрыгнула, притопнула, прихлопнула, прильнула к ПРЕ и сказала, что в следующий раз она придумает что-нибудь специально для прекрасной ПРЕ. "Премного благодарна", - ответил а ПРЕ".
Можно придумать игру на изучение синонимов или антонимов. Вырежьте из бумаги карточки и чертой разделите их пополам. На каждой половинке напишите по слову, а на другой карточке синоним, или антоним, или ассоциативное слово к одному из слов первой карточки. (Например, первая карточка: белый/ночь; вторая карточка: черный/сладкий; третья карточка: день/кислый; четвертая карточка: лимон/сахар.) Карточки составляются по принципу "домино", и так же ведется игра: если выпадает карточка со словом "день" - вы приставляете к ней "ночь" (игра на антонимы), выпадает "лимон" - приставляете "кислый" (игра на ассоциации) и так далее.

История / Школьники в основном не жалуют "новую историю" - с ее бесконечными войнами, реформами и перестройками. Ваша задача - сделать ее интересной для ребенка. Попробуйте увлечь ребенка прошлым, рассказав о своей семье. Поведайте о том, где воевал дед, какая ситуация была в это время в стране, кто стоял во главе государства - вплетай те крупные исторические события в семейный контекст. Старайтесь говорить так, чтобы каждая ваша фраза провоцировала его вопрос. Таким образом ребенок поймет, что история касается и его тоже. Идеальными рассказчиками являются бабушки, но и родители могут преуспеть в этом.

Развитие речи / Многие дети совершенно не знают низкочастотные слова - то есть те, что употребляются в речи наименее часто (например: шляпка гриба, носик чайника, крона дерева, пряжка ремня). На профессиональном языке этот недостаток называется "бедностью речи". Незнание многих слов приводит к тому, что ребенок не в состоянии понятно (не говоря уже о том, чтобы красиво) выразить свои мысли. Иногда его речь становится загадкой даже для родителей. Вот пример того, как один мальчик пересказывал фильм: "Он побежал туда, где взрыв, около него стояли те, кто вчера был на свадьбе, и невеста там на машине ехала, а потом ба-бах - и все!" Бедность речи может стать причиной отрицательного отношения к литературе. Ученик, читая, не понимает значения многих ключевых слов и многие описания будет читать без всяких эмоций. Изучению низкочастотных слов помогают совместные экскурсии на природу. Наслаждаясь свежим воздухом, ребенок с помощью ваших объяснений поймет разницу между кроной и ветвями деревьев, лучше узнает лесных зверей и птиц, запомнит низкочастотные слова, поскольку вы будете предлагать их в контексте.

ЗАРЯДКА ДЛЯ УМА

Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. А это значит, что в летнюю программу нужно включить и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры. Игры, которые на первый взгляд кажутся простой забавой, "убивающей" время, могут сыграть немалую роль в развитии ребенка. Например, очень полезна игра в мяч "Я знаю пять..." На каждый удар мяча о землю игрок произносит фразу: "Я знаю пять имен мальчиков". Затем через удар он называет имя мальчика, а в промежуточный удар считает количество названных имен: Петя - раз, Саша - два... Это упражнение отрабатывает ритм, скорость реакции, умение говорить и думать одновременно... Участвуя в коллективных играх, дети учатся действовать по правилам. А это помогает научиться вести себя "по правилам" и в конкретной жизненной ситуации.

Для нормального функционирования головного мозга человеку необходима постоянная энергетическая подпитка коры головного мозга. Запасы энергии ребенок черпает прежде всего из окружающей среды: летние дни на свежем воздухе обогащают организм (и мозг) кислородом; купание и плавание (или хотя бы контрастный душ) создают тонизирующий контраст температур; хождение босиком по шершавой поверхности укрепляет нервную систему. Хорошей подпиткой для подкорковых отделов служат запахи и яркие впечатления. Чем более ребенок активен, чем больше разнообразных ощущений (прикосновений, воздействий внешней среды) он испытывает, тем лучше функционирует его головной мозг. Что же до негативных эмоций, связанных с навязыванием учебы, то они как ничто другое тормозят процесс "зарядки батарейки".

Дорогие родители, нам с вами хорошо знакома изматываюшая усталость, когда мечтаешь только о длинной-предлинной ночи, чтобы наконец-то поспать. Так и дети мечтают о долгом-предолгом лете, чтобы отдохнуть. Так позвольте своим детям выспаться!