ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3 –х лет.
Три года — это возраст, который можно
рассматривать определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения.
Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает
осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте —
потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для
ребенка вид деятельности — игра.
В этом
возрасте у вашего ребенка:
·
Происходит
формирование «противо- воли», что выражается в желании все делать по-своему.
Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит
осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых,
пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
·
Проявления
осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности
отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если
ему этого не хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не
на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или
просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем
противоречить другому
·
Появляется
возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а
поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является
важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении
самостоятельности.
·
Возникает
насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со
сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции
как взрослых, так и детей на его поступки.
·
Игра
становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то
сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок
воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом
возрасте ребенку достаточно поиграть 10-15 минут, потом ему хочется
переключиться на что-то другое.
·
Дети в игре
со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и
воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать
желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и
скучать.
·
Появляется
много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие
слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно:
- · С терпением и пониманием относится к проявлению «противо- воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
- · Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
- · Настройте ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира.
- · Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — тот есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
- · Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходится с собственными эмоциональными реакциями. Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где бы он мог отрабатывать физические упражнения.
- · Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях.