Данная
методика с трудом воспринимается на слух, поэтому у ребят должны быть
опросники. Выполнение теста занимает 10—15 минут. Подсчет баллов учащиеся
проводят самостоятельно. Краткая интерпретация результатов дана в опроснике,
однако психолог может дополнить ее своими примерами.
Инструкция.
Для того чтобы определить свои профессиональные склонности,
выберите один из трех вариантов —«а», «б» или «в — и
отметьте его в бланке.
1. Мне
хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а)
общаться с самыми разными людьми;
б)
снимать фильмы, писать книги, рисовать, выступать на сцене;
в)
заниматься расчетами, вести документацию.
2. В
книге или кинофильме меня больше всего привлекает
а)
возможность следить за ходом мыслей автора;
б)
художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
в)
сюжет, действия героев.
3. Меня
больше обрадует Нобелевская премия
а)
за общественную деятельность;
б) в
области науки;
в) в
области искусства.
4. Я
скорее соглашусь стать
а)
главным механиком;
б)
начальником экспедиции;
в)
главным бухгалтером.
5. Будущее
людей определяют
а)
взаимопонимание между людьми;
б)
научные открытия;
в)
развитие производства.
6. Если
я стану руководителем, то в первую очередь займусь
а)
созданием дружного, сплоченного коллектива;
б)
разработкой новых технологий обучения;
в)
работой с документами.
7. На
технической выставке меня больше привлечет
а)
внутреннее устройство экспонатов;
б)
их практическое применение.
в)
внешний вид экспонатов (цвет, форма);
8. В
людях я ценю прежде всего
а)
дружелюбие и отзывчивость;
б)
смелость и выносливость;
в)
обязательность и аккуратность.
9. В
свободное время мне хотелось бы
а)
ставить различные опыты, эксперименты:
б)
писать стихи, сочинять музыку или рисовать;
в)
тренироваться.
10. В
заграничных поездках меня скорее заинтересует
а)
возможность знакомства с историей и культурой другой страны;
б)
экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи):
в)
деловое общение:
11. Мне
интереснее беседовать
а) о
человеческих взаимоотношениях:
б)
новой научной гипотезе;
в) технических характеристиках новой
модели машины, компьютера.
12. Если
бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал
а)
технический;
б)
музыкальный;
в)
спортивный.
13. В
школе следует обратить особое внимание
а)
на улучшение взаимопонимания между учителями и учениками:
б)
поддержание здоровья учащихся, занятия спортом;
в)
укрепление дисциплины.
14. Я
с большим удовольствием смотрю
а)
научно-популярные фильмы:
б)
программы о культуре и искусстве:
в)
спортивные программы.
15. Мне
хотелось бы работать
а) с
детьми или сверстниками;
б) с
машинами, механизмами;
в) с
объектами природы.
16. Школа в первую очередь должна
а)
учить общению с другими людьми:
б)
давать знания:
в)
обучать навыкам работы.
17. Главное
в жизни
а)
иметь возможность заниматься творчеством;
б) вести
здоровый образ жизни:
в)
тщательно планировать свои дела.
18. Государство
должно в первую очередь заботиться
а) о
защите интересов и прав граждан:
б)
достижениях в области науки и техники:
в)
материальном благополучии граждан.
19. Мне
больше всего нравятся уроки
а)
труда;
б)
физкультуры:
в)
математики.
20. Мне
интереснее было бы
а)
заниматься сбытом товаров;
б)
изготавливать изделия;
в)
планировать производство товаров.
21. Я предпочитаю
читать статьи
а) о
выдающихся ученых и их открытиях;
б)
интересных изобретениях;
в)
жизни и творчестве писателей, художников, музыкантов.
22. В
свободное время я люблю
а)
читать, думать, рассуждать;
б)
что-нибудь мастерить, шить, ухаживать за животными, растениями;
в)
ходить на выставки, концерты, в музеи.
23.Болшой
интерес у меня вызовет сообщение
а) о
научном открытии;
б) о
художественной выставке;
в)
об экономической ситуации.
24.
Я предпочту работать
а) в
помещении, где много людей;
б) в
необычных условиях;
в) в обычном кабинете.
Обработка.
Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов и
запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10—
12 баллов — ярко выраженная профессиональная склонность. 7—9 баллов —
склонность к определенному виду деятельности.
4—6
баллов — слабо выраженная профессиональная склонность. 0—3 балла —
профессиональная склонность не выражена. Шесть столбцов - это шесть видов
деятельности.
I— склонность к работе с
людьми. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым,
медицинским, справочно-информационным) управлением, воспитанием и обучением.
Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность
находить общий язык с людьми, понимать их настроение, намерения, помнить их особенности.
11—
склонность к исследовательской (интеллектуальной) работе. Профессии, связанные
с научной, исследовательской деятельностью. Ученые отличаются рациональностью,
независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума.
Ш —
склонность к практической деятельности. Круг этих профессий очень широк:
производство и обработка металла; монтаж, ремонт и обслуживание механизмов,
зданий, конструкций: обработка и использование различных материалов; управление
транспортом; изготовление изделий.
IV— склонность к эстетическим
видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с
изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической
деятельностью. Людей творческих профессий часто отличают оригинальность и
независимость.
V— склонность к экстремальным
видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями,
экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой
в армии, предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью,
характеру.
VI— склонность к
планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и
планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их
преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением
объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и
аккуратности.
Интерпретация результатов. После обработки результатов перед психологом стоит задача их
анализа и обобщения. «Профиль» выявляет группу учащихся с выраженными
интересами к одному или нескольким профилям обучения. Анализ результатов
диагностики упрощает то, что шкалы методики «Профиль» почти полностью
соответствуют существующим профилям обучения.
БЛАНК
ОТВЕТОВ
«Опросник
профессиональных склонностей»
1
|
А
|
|
|
Б
|
|
В
|
2
|
|
А
|
|
Б
|
В
|
|
3
|
А
|
Б
|
|
В
|
|
|
4
|
|
|
А
|
|
Б
|
В
|
5
|
А
|
Б
|
В
|
|
|
|
6
|
А
|
Б
|
|
|
|
В
|
7
|
|
А
|
Б
|
В
|
|
|
8
|
А
|
|
|
|
Б
|
В
|
9
|
|
А
|
|
Б
|
В
|
|
10
|
|
|
|
А
|
Б
|
в
|
11
|
А
|
Б
|
В
|
|
|
|
12
|
|
|
А
|
Б
|
В
|
|
13
|
А
|
|
|
|
Б
|
в
|
14
|
|
А
|
|
Б
|
В
|
|
15
|
А
|
|
Б
|
|
В
|
|
16
|
А
|
|
Б
|
|
|
в
|
17
|
|
|
|
А
|
Б
|
в
|
18
|
А
|
Б
|
Б
|
|
|
|
19
|
|
|
А
|
|
Б
|
в
|
20
|
А
|
|
Б
|
|
|
в
|
21
|
|
А
|
Б
|
В
|
|
|
22
|
|
А
|
Б
|
В
|
|
|
23
|
|
А
|
|
Б
|
|
в
|
24
|
А
|
|
|
|
Б
|
в
|
Сумма
балов
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
VI
|