Задания для пространства детей 5-6 лет.


Задания в виде инструкций:
·         сделать 2 шага вперёд;
·         2 шаг влево;
·         1 шаг назад;
·         2 шага вправо;
·         1 шаг влево;
·         1 шаг вперёд и т. д.

Другой вариант задания для малыша:
·         встань позади меня;
·         встань передо мной (впереди меня);
·         встань слева от меня;
·         встань передо мной;
·         встань справа от меня.
Для закрепления ребёнок должен сам определить и назвать место, где стоит педагог.

Третий вариант задания с объектом:
·         посади куклу слева от себя;
·         мишку посади перед собой;
·         положи сзади себя кубик;
·         поставь машинку справа от себя.

После чего задавать вопросы:
·         где сидит кукла (слева от меня)?
·         где сидит мишка (передо мной)?
·         где лежит кубик (сзади)?
·         где стоит машинка (справа)?

Задание на пространственное соотношение объектов:
·         поставь в ряд игрушки;
·         какая игрушка стоит первой?
·         какая игрушка последняя?
·         что находится между мишкой и рыбкой?
·         что стоит после куклы;
·         что стоит посередине?
В качестве закрепления малыш должен произнести предлоги и определить самостоятельно положение игрушки.

Задание на ориентацию себя в пространстве:
·         повернись лицом к двери;
·         повернись спиной к окну;
·         встань к столу правым боком;
·         повернись левым боком ко мне;
·         что стоит позади тебя?
·         что находится перед тобой?

Поиск предметов (попробуем найти зайку):
·         посмотри за столом и под столом;
·         загляни под шкаф и за шкаф;
·         посмотри у двери;
·         проверь на полке;
·         расскажи, как и где мы искали зайку.

Распределение предметов:
·         мишку и куклу посади на диван;
·         положи мячик в коробку;
·         машину поставь позади коробки;
·         ёлочку поставь в обруч;
·         самолёт положи на полку;
·         а теперь расскажи, что и где находится.

Поиск игрушек в комнате:
·         давай погуляем по комнате и поищем твои игрушки;
·         прямо пойдёшь – куклу найдёшь;
·         налево пойдёшь – мячик найдёшь;
·         направо пойдёшь – мишку найдёшь;
·         назад пойдёшь – машинку найдёшь;
·         а теперь расскажи, где ты нашёл игрушки.
Ребёнок, вооружённый фломастером, стоит у мольберта и по инструкции педагога выполняет задания:
·         нарисовать солнце в верхней части листа;
·         нарисовать дорогу внизу листа;
·         нарисовать мяч в середине листа.

Вопросы для ребёнка:
·         где нарисован мяч?
·         где нарисована дорога?
·         где нарисовано солнце?

Задание для ребёнка № 1:
·         нарисуй в середине листа круг;
·         слева треугольник;
·         справа овал;
·         внизу квадрат;
·         вверху маленьких кружок;
·         расскажи, где и что ты нарисовал.

Задание для ребёнка № 2:
·         слева направо проведи в верхней части листа прямую линию – «дорожку»;
·         слева направо проведи в нижней части листа зигзагообразную линию – «волну»;
·         сверху вниз на левой стороне листа нарисуй 4 квадрата;
·         снизу-вверх на правой стороне листа нарисуй 6 овалов;
·         расскажи, что ты нарисовал и как.

Задание для ребёнка № 3:
·         в середине нарисуй солнце;
·         нарисуй облако над солнцем;
·         нарисуй домик под солнцем;
·         ёлку справа от домика;
·         грибок слева от домика;
·         цветок рядом с грибком;
·         расскажи, где и что ты нарисовал.

Задание для ребёнка № 4:
·         нарисуй квадрат в правом верхнем углу;
·         нарисуй круг в левом верхнем углу;
·         нарисуй овал в правом нижнем углу;
·         нарисуй треугольник в левом нижнем углу;
·         нарисуй треугольник в центре;
·         расскажи, где и что ты нарисовал.

Игра для формирования ориентировки на себе.

«Солнышко»
Цель игры – закреплять умение ориентироваться на своём теле, знания того, где находятся разные части лица.
Требуется схематическое изображение человеческого лица.
1.     Ребёнку предлагается макет человеческого лица, где ориентиром служит нос.
2.     Нужно выложить на макете недостающие части лица (губы, глаза, брови).
3.     Затем ребёнок должен повторить это задание с закрытыми глазами и проговаривать вслух, где располагаются части человеческого лица по отношению друг к другу.

Игры для ориентировки на открытом или замкнутом пространстве

«Бег к реке»
Цель игры в развитии умения ориентироваться на открытом пространстве, укреплении мускулатуры и развитии быстроты. Для игры потребуются камни и мел.
1.     На земле нужно расчертить прямоугольник, который будет означать «реку» и прямую линию – «берег».
2.     На «дно реки» положить камни.
3.     Игроков выстроить вдоль «берега».
4.     Водящий подаёт сигнал, и игроки мчатся к «реке», где поднимают камень «со дна» и бегом возвращаются назад, передавая камень водящему.
5.     В игре присутствует соревновательный мотив.

«Прятки»
Цель игры – тренировка внимания, умения ориентироваться на открытом пространстве, быстрота реакции.
1.     Всех игроков разделить на две команды с капитаном в каждой из них.
2.     Жребий определяет, кто будет искать, а кто – прятаться.
3.     Для игры нужно выбрать «город» (стену, дверь, дерево), куда должны сбегаться игроки.
4.     Капитан команды прячущихся разводит своих игроков по «сторонам», а сам возвращается к команде сыщиков.
5.     Он ходит и постоянно выкрикивает «Мы находимся…(называет место)», помогая своей команде ориентироваться: продолжать сидеть в укрытии или бежать захватывать «город».
6.     Та команда, которая прибудет в «город» раньше другой, зарабатывает очко.
7.     Прячущаяся команда может пуститься бежать в город как до того, как её обнаружит соперник, так и будучи уже обнаруженной.

«Дорога в детский сад»
Цель игры – развитие способности ориентации в открытом пространстве, умения составлять схему пути и развитие памяти. Для игры требуется карандаш и лист бумаги.
1.     Ребёнок должен вспомнить и рассказать, где он видел школу по дороге в детский сад, что возле неё находится, в каком направлении к ней идти, сколько и каких поворотов делать и т. д.
2.     После этого он должен составить схему дороги в школу.
Игры для ориентирования в пространстве, где точками отсчёта могут быть предметы либо сам игрок

«Кто из детей стоит ближе, а кто дальше?»
Цель игры состоит в закреплении умения ориентироваться, используя себя в качестве точки отсчёта.
Расставить детей на ковре на разном удалении от ведущего, а тот должен определять, кто стоит дальше от него, а кто ближе.

«Кто правильно назовёт»
Цель игры заключается в тренировке способности определения пространственных отношений между собой и предметами вокруг.
1.     Ребёнок должен поднять правую руку и перечислить предметы, находящиеся справа от него.
2.     Затем он должен закрыть глаза, несколько раз повернуться на одном месте и вновь открыть глаза.
3.     После этого вновь поднять правую руку и перечислить объекты справа.
4.     То же самое повторяется и с левой рукой.

«Вратарь»
Игра имеет целью закрепления навыков ориентации малыша относительно себя, развитие точности движения и быстроты реакции. Для игры потребуется мяч.
1.     Взрослый должен бросить мяч ребёнку и при этом одновременно предупредить его о направлении броска мяча.
2.     Задача ребёнка состоит в том, чтобы сделать «вратарский» бросок и поймать летящий мяч.
3.     Ребёнок может приговаривать: «Вратарем зовусь не зря, мяч всегда поймаю я!».
4.     Присказка воспитателя: «Раз, два, три - справа (слева, сверху) мяч, смотри!».

Игры на ориентировку в пространстве с использованием органов слуха.

«Жмурки с колокольчиком»
Целью этой игры также является обучение ребёнка определять направление движения объекта при помощи слуха. Для игры потребуется колокольчик и тёмная повязка для глаз.
1.     Из группы детей выбрать водящего и повязать ему на глаза тёмную повязку.
2.     Остальным детям нужно дать колокольчик, который они смогут друг другу передавать.
3.     Ребёнок с колокольчиком при движении издаёт им звуки.
4.     Водящий идёт на звук, пытаясь поймать или коснуться обладателя колокольчика.

«Автогонки»
Цель игры состоит в обучении детей с помощью своего слуха определять направление движения объектов, правильно называть эти направления устно, используя соответствующие пространственные термины. Для игры потребуются 2 игрушечные машинки разного размера, цвета и способа управления (инерционная и обычная) и тёмная повязка на глаза ребёнка.
1.     Перед малышом ставят две машинки.
2.     Он должен изучить их – отметить размер, цвет, издаваемый при движении звук.
3.     После этого малышу завязывают глаза, и предлагают ему при помощи слуха понять, в каком направлении от него поехала машина и описать её размер и цвет.

Игры на ориентирование в пространстве в состоянии движения.

 «Найди игрушки»
Игра имеет целью научить малышей перемещаться в пространстве, при этом меняя или сохраняя направление движения с учётом ориентира или по указке педагога, одновременно произнося пространственные термины. Для игры потребуются несколько разных игрушек.
1.     Воспитатель объявляет детям, что все игрушки куда-то спрятались, а чтобы их отыскать, следует внимательно прислушиваться к подсказкам и выполнять их.
2.     Обнаружив игрушку, малыш должен рассказать, куда он шёл, куда и сколько раз поворачивал и где, наконец, нашёл игрушку.

«Разведчик»
Целью игры является закрепление навыка малыша ориентироваться при передвижении в пространстве детского сада, развивать его память и научить его составлять маршрут своего движения. Для игры потребуется лист бумаги с карандашом.
1.     Ребёнка инструктируют, что теперь он «разведчик», которому необходимо добраться до «секретного объекта» (кухни, кабинета психолога, логопеда, медсестры), хорошенько запомнить свой маршрут и всё увиденное по дороге, после чего обратно вернуться в «штаб».
2.     Вернувшись в группу, «разведчик» рассказывает, где он проходил (шёл по коридору, спускался или поднимался по лестнице), что встречалось на его пути справа или слева от него.
3.     Дальше малыш при помощи преподавателя рисует маршрут своего движения.

Игры на ориентировку в микропространстве.

«Разноцветное путешествие»
Игра должна закрепить навык ориентировки на клетчатом листе и развить воображение. Для неё потребуются мелкая игрушка и игровое поле.
1.     Ребёнку предлагают игровое поле, поделённое на разноцветные клетки.
2.     Игрушку ставят на первую клетку, откуда она отправится в путешествие.
3.     Педагог определяет направление движения игрушки посредством команд типа: «Две клетки вверх, одна вправо, стоп! Где сейчас игрушка?».
4.     Ребёнок, видя, на какого цвета клетке расположилась игрушка, в соответствии с этим цветом говорит, в какой местности оказался герой (например, голубая клетка – море, зелёная – лесная полянка, жёлтая – пустыня).

«Художник»
Цель игры – научить ребёнка ориентироваться на плоскости и закрепить понимание им пространственной терминологии. Для игры потребуются предметные картинки и картинка в качестве фона.
1.     Ребёнку объясняется, что в данный момент он художник, а педагог – его помощник.
2.     Необходимо создать картину.
3.     «Помощник» будет называть «художнику» место на картине, где нужно будет сделать то или иное изображение.
4.     После выполнения этого задания, ребёнок меняется с воспитателем ролями.

«Бабочка»
Игра закрепляет способность ориентации на микроплоскости, вызывает интерес к чтению и закрепляет его навыки. Требуется поле с буквами.
1.     В центре игрового поля находится бабочка.
2.     Малышу объясняется: «Бабочка обожает сладкий нектар и перелетает с цветка на цветок. А сегодня она приглашает в игру. На её полянке выросли необычные цветы с буквами. Тебе нужно следить за полётом бабочки и собирать с цветков буквы, так ты узнаешь слово, которое она загадала».
3.     Затем воспитатель указывает направление полёта бабочки, а малыш собирает буквы с цветков и выкладывает их на столе в ряд, и в конце читает полученное слово.
4.     После этого педагог и малыш меняются ролями: ребёнок задаёт направление движения, а воспитатель выполняет задание.
5.     В зависимости от загаданного слова можно менять буквы.

«Путешествие по азбуке»
Целью игры является закрепление способности ориентирования на микроплоскости, формирования образов слов и букв. Для игры потребуется игровое поле с буквами.
1.     Перед игрой ребёнку объясняется, что сейчас он отправится путешествовать в волшебную страну загадок, разгадать которые поможет азбука.
2.     Чтобы узнать отгадку, малышу предстоит правильно собрать все буквы.
3.     Далее воспитатель загадывает загадку и задаёт направление движения по игровому полю.
4.     Действуя по инструкции, малыш составляет из букв слово-отгадку.

«Волшебный сундучок»
Игра закрепляет навыки ориентирования ребёнка в микропространстве, активизирует использование в речи терминов «справа», «слева», «вверху», «внизу». Для игры потребуется сундучок с мелкими игрушками.
1.     Малыш должен внимательно рассмотреть несколько игрушек, после этого закрыть глаза, а педагог в это время раскладывает игрушки на двух полках сундучка.
2.     Ребёнок приспускает рукава и сквозь них обследует игрушки внутри сундучка, описывая, где они располагаются.

Игры на ориентировку, использующие планы пространства и схемы маршрутов.

«Адресное бюро»
Игра нацелена на обучение ребёнка ориентированию на городской карте, располагать объекты на плане так, как они расположены в действительности. Для игры необходима карта города и фотографии его достопримечательностей.
Дети располагают по памяти на карте города фотографии достопримечательностей.
«Астрономы»
Игра закрепляет умение ориентироваться на микроплоскости фланелеграфа и по схеме. Для неё потребуются фланелеграф, колпаки, звёздочки, схемы созвездий.
1.     Педагог объясняет детям, что сегодня ночью из-за сильного ветра с неба были сдуты почти все звёзды.
2.     Поэтому Луне стало грустно в одиночестве, и она просит детей помочь.
3.     Для этого нужно надеть волшебные колпаки, чтобы превратиться в астрономов.
4.     Луна оставила фотографию неба, на котором ещё присутствовали звёздочки и созвездия.
5.     По этим фотографиям малышам и предлагается вернуть на небо все звёздочки.
6.     Пока дети трудятся над созвездиями, педагог рассказывает им старинные легенды о них.

«Где Маша?»
Игра учит соотносить план с реальным пространством. Требуется лишь план.
1.     Педагог извещает малышей, что потерялась кукла Маша, но есть карта её пути.
2.     Нужно найти куклу и вернуть её домой.

«Помоги разложить учебные принадлежности Незнайке»
Игра закрепляет умение по картинке-плану ориентироваться в микропространстве, учит соотносить реальные объекты со схематическим изображением. Необходимы учебные принадлежности и картинка-план.
1.     Детям предлагается план-картинка, где схематично изображены учебные принадлежности.
2.     Малыши в соответствии с ним раскладывают реальные принадлежности.