Содержание
Введение. Актуальность........................................................................................................ 2
1. 1.Пояснительная записка................................................................................................... 2
1.
2.Нормативные документы.............................................................................................. 3
1.3.
Цели и
задачи реализации адаптированной образовательной программы.............. 4
1.5.Особенность развития ребёнка с РАС........................................................................... 5
1.6. Планируемые результаты освоения программы......................................................... 6
2.1. Условия для реализации программы для детей с РАС.............................................. 6
2.2.
Направления
коррекционно-образовательной деятельности в работе с детьми
с РАС (по образовательным областям)................................................................................ 6
Цели, задачи, содержание, планируемые результаты, особые приемы и методы,
специальные методики
О.О Социально-коммуникативное развитие
(этапы психологического подхода становления ребенка с РАС, как личности /
адаптации и социализации в обществе);
О.О Познавательное развитие (диагностика, содержание, особенности
коррекции)
О.О. Речевое развитие; (задачи, содержание,
планируемые результаты, примерный тематический план на год для 1 и 2-ой групп с
РАС О.О. Физическое развитие (особенности, цели, задачи, содержание,
предполагаемые результаты на 1 и 2 групп)
О.О. Художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание, особенности подбора художественной литературы, изобразительная деятельность)
2.3.
Основные этапы коррекционной работы
2.4. Комплекснотематический план работы специалистов и педагогов.
IIIОрганизационный раздел
3.1. Описание
кадровых условий реализации программы................................... 65
3.2. Описание
материально-технического обеспечения программы................... 67
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
программы.
Все виды
психической деятельности формируются в период интенсивного развития ребенка
дошкольного возраста. Оказание своевременной медико-психолого-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их
индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной
специальной психологии и коррекционной педагогики.
Среди детей,
нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с
расстройствами аутистического спектра (РАС), которые еще сравнительно недавно
не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
Сейчас
равноправное и полноценное дошкольное образование имеют возможность получать
все дошкольники, вне зависимости от состояния их здоровья (ОВЗ и инвалидность)
в условиях введения и реализации ФГОС ДО.
В настоящий момент
единой стандартизированной специальной образовательной программы, для детей с
РАС не существует. Возникла необходимость создания специальной АОП с целью
обеспечения полноценного комплексного обучения и воспитания, развития и
коррекции детей с РАС, посещающих ДОУ.
1.1 Пояснительная записка.
Аутизм – тяжелое
нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает
способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом
характеризуется жесткой стереотипностью от многократного повторения
элементарных движений до сложных ритуалов, а нередко деструктивностью и
негативизм.
О.Г. Рудик
утверждает, что оказание коррекционной помощи с первых лет жизни ребенка
позволяет получить положительные
результаты. По ее словам
«к основным трудностям, мешающим
психическому развитию аутичного ребенка, могут быть отнесены следующие:
-
дефицит психической
активности;
- тесно
связанные с ним нарушения инстинктивно-аффективной сферы;
-
нарушения сенсорики;
- нарушения
двигательной сферы;
-
нарушения речи.
Опираясь на
классификацию О.С. Никольской, в основе которой - характер и степень нарушения
взаимодействия ребенка с окружающей средой, выделено 4 группы детей с РАС.
I группа характеризуется отрешенностью детей от внешней среды, низкой потребностью в
социальных контактах, несформированностью элементарного общения с окружающими и
навыками социального поведения, низкой психической активностью. У детей этой
группы наблюдается постоянное перемещение от одного предмета к другому при отсутствии
целенаправленных действий, мутизм, потребность в постоянном внимании, уходе.
Для детей II группы характерно отвержение внешней среды. В отличие от
детей I
группы, у них более высокая психическая активность, отмечается борьба с
тревогой и страхами, повторения одних и тех же слов, фраз, стихотворений.
Помимо стереотипии
в поведении у детей этой группы отмечаются импульсивность движений,
причудливость гримас и поз. Речевые контакты весьма бедные, чаще ограничиваются
односложными ответами.
У детей III группы наблюдается аутистическое замещение внешней среды,
которое проявляется в патологических влечениях с пристрастиями (например, к
плохим запахам, грязи, рисованию жестоких сцен, необычной еде и т. д.),
компенсаторными фантазиями, зачастую имеющими агрессивное содержание, как
формой защиты от окружающего. Для них характерен более высокий уровень
познавательного развития, а также развернутая монологическая речь при явно
страдающей диалогической.
Для детей IV группы характерно сверхтормозимость с внешними воздействиями.
В отличие от детей I–III
групп, у них менее выражен аутистический барьер, а защита часто имеет
адекватный характер. Они робки, пугливы, заторможены, в качестве защиты
проявляют стремление к поведенческим штампам; в трудной ситуации тянутся к близким.
У некоторых детей этой группы отмечается одаренность в отдельных областях.
Для определения оптимально оправданной
образовательной, воспитательной и развивающей деятельности детей с РАС
педагогическим коллективом ДОУ была разработана адаптированная образовательная
программа (АОП).
«Адаптированная
образовательная программа для детей с РАС (4 - 6/7 лет)» является инновационным
программным документом для дошкольного образовательного учреждения ГБОУ Школы
№950, которая составлена в соответствии с нормативными документами.
1. Нормативные
документы
-
Федеральный закон РФ «Об образовании Российской
Федерации» (Принят от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ);
-
«Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования» Утвержден приказом
Министерства образования и науки российской
Федерации от 17 октября 2013г. №1155;
- Комментарии
Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249
-
Приказ Минобрнауки России от
30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-
Приказ Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-
«Санитарно – эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13» (утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. №26);
-
Приказ Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. №
ИР-535/07 «О коррекционном и
инклюзивном образовании детей».
АОП составлена на основе специальных коррекционных программ и методических
разработок следующих авторов:
-
Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа
воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.:
Издательство «СОЮЗ», 2003;
-
Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.
Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением
интеллекта. – М.: Просвещение, 2011;
- О.С. Рудик Коррекционная работа с аутичным
ребенком. М.: ВЛАДОС.2015.
- Нуриева
Л. Г. - Методика "Развитие речи у аутичных детей" (поэ-тапный запуск речи);
-
Ихсанова С.В. Система диагностика – коррекционной
работы с аутичными дошкольниками. Детство – Пресс.
- Гурина
Елизавета (лекционный курс) «Запуск
речи у неговорящих детей: от нуля до
фразовой речи»;
-
Джонсон-Мартин Нэнси, Хаккер
Бонни, Дженс Кеннет, АттермиерСюзен. Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. -Каро, 2005 - Тео Питерс Аутизм:
от теоретического понимания
к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт
специальной педагогики и психологии, 1999, - 192 с.;
-
Нищева Н.В. Примерная
адаптированная программа коррекционно развивающей работы в группе
компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (помогла в разработке примерного лексико-
тематического планирования); Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
1.3.
Цель и задачи
реализации адаптированной образовательной программы.
Цель реализации АОП: организация помощи в получении детьми с РАС
дошкольного образования в соответствии с их возможностями и особенностями.
Оказание коррекционной помощи по исправлению или ослаблению имеющихся
проявлений аутизма и вызванных им нарушений по всем направлениям развития.
Задачи программы:
1.
Определение особых
образовательных потребностей и возможностей детей с РАС. Сохранение укрепление
здоровья детей (психического, физического, эмоционального), через создание
атмосферы благополучия, снятие детских тревожности и страхов.
2.
Разработка индивидуальной
траектории развития образовательного маршрута для каждого ребенка
специалистами: педагогом- психологом, учителем-дефектологом. учителем –
логопедом, воспитателями, инструктором физического воспитания, музыкальным
руководителем.
3.
Создание условий, способствующих
освоению детьми дошкольного возраста с РАС адаптированной образовательной
программы (АОП).
4.
Формирование устойчивого
эмоционального контакта педагога и ребенка в совместной, доступной для него
деятельности и адаптацию в условиях ДОУ.
5.
Последовательное растормаживание
речи детей; коррекция по развитию понимания и пользования речью или
альтернативными ее формами, как средством коммуникации;
6.
Проведение динамического
наблюдения (мониторинга) общего развития каждого ребенка с РАС и определение
ближайших зон его развития;
7.
Коррекция импульсивности либо заторможенности
поведения ребенка.
8.
Стимуляция и активизация
познавательных возможностей и потребностей ребенка с РАС к окружающему миру
(предметов и людей) через сенсорную интеграцию.
9.
Сотрудничество с родителями
(законными представителями) по комплексному психолого - педагогическому
сопровождению ребенка и оказание консультативной и методической помощи
родителям специалистами.
1.4.
Принципы построения
адаптированной образовательной программы
1.
Комплексный медико-психолого-педагогический подход
к обучению и коррекции.
2. Интегративная
направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи.
3.
Преемственность коррекционной работы на всех
этапах развития с учетом специфики психических особенностей РАС.
4.
Определяющая роль интересов аутичного ребенка при
выборе методических подходов, приемов и методов.
5.
Индивидуальный характер коррекции на начальных ее
этапах с постепенным переходом к подгрупповым формам работы.
6. Систематическая
активная работа с семьей аутичного ребенка.
1.5. Особенности (характеристика) группы детей с РАС.
Дети поступившие в ДОУ по направлениям
центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) имеют заключение: F 84.02, ОНСРС (общая
несформированность речевых средств). Чтобы обеспечить индивидуальное
коррекционное сопровождение каждому воспитаннику в соответствии с его
психофизическими особенностями в период адаптации были проведены следующие
мероприятия: наблюдение за детьми, их комплексное обследование всеми
специалистами, собеседование и анкетирование родителей.
Психолого-педагогические
обследование показало следующее:
у всех воспитанников данной группы наблюдается расстройство аутистического
спектра (РАС), которые проявляются в следующем: про- блемы в эмоциональной сфере (эмоционально – волевая
незрелость). А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и
неспособности к общению. Характерны ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы
поведения, манерность, угловатость движений, различные реакции на неожиданные
сенсорные раздражители (резкие и громкие звуки, коллективные мероприятия, новые
малознакомые предметы/люди).
Имеются трудности
в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности.
Понимание обращенной речи присутствует частично; выполнение вербальной
инструкции; частичное выполнение после многократного повторения вербальной и невербальной
инструкции; не выполнение инструкции – (повышенная импульсивность, протестное
поведение, страхи). Нарушение сенсорных ощущений - избирательность в еде,
желание пробовать на вкус несъедобные предметы,
неспособность ощущать и контролировать
потребность в физиологических отправлениях. Несформированное, несистемное
представление об окружающей действительности и пространственных отношений.
Навыки самообслуживания на стадии формирования, в сопровождение (мытье рук, одевание, пользование столовыми
приборами). У всех детей наблюдается стереотипность поведении; вокализация,
импульсивность, агрессия. Детям характерно полевое поведение (бесцельное
перемещение по комнате, прыжки…).
У детей
наблюдается недостаточная координация в общей, крупной и мелкой моторики. В
сопровождении и постоянном контроле со стороны взрослых (педагогов и родителей)
- нуждаются все дети. Неравномерность развития детей требует индивидуального
подхода в коррекционно-развивающей деятельности и выборе программы для каждого
ребенка с учетом его интеллектуального развития. Выше перечисленные особенности
развития детей соответствуют 1-2 -ой группы по классификации О.С Никольской (дети с отрешенностью от внешней среды).
Реализация АОП
предполагает создание специальных условий для получения коррекционного
образования – это использование специальных методов обучения и воспитания,
методических пособий, дидактического материала, тьютеров, организации
комплексной помощи всеми специалистами ДОУ: учителя-дефектолога,
педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального работника, инструктора по
физическому воспитанию, воспитателей, педагога ДОП образования (ИЗО) совместно
с родителями воспитанников.
1.1. Планируемые
результаты освоения программы
(целевые ориентиры) Дети к завершению дошкольного обучения:
- Проявляют
элементарные умения и навыки коммуникации и бытовой адаптации в условиях ДОУ;
- Владеют
элементарными знаниями об окружающем мире, других людях, предметах и их свойствах;
-
Проявляют интерес к познавательной деятельности;
знакомы с приемами обследования предмета;
- Проявляют
интерес к совместному эмоциональному общению с другими людьми (взрослыми и
детьми) в игре.
- Способны
вступать в контакт со взрослыми и детьми;
- Способны
понимать обращенную речь (инструкции), владеют навыками общения и средствами
альтернативной коммуникации;
- Имеют
основные навыки самообслуживания и выполняют их самостоятельно (совместно со взрослым).
Срок
реализации программы: данная
программа рассчитана сроком на 3/4 года Форма проведения занятий с каждым
ребенком: ежедневная, индивидуальная или подгрупповая (по 2 раза в неделю).
2.1. Направления коррекционно-образовательной
деятельности в работе с детьми с РАС
Группа компенсирующего направления. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (3– 7 лет) с умеренной и
тяжелой формой умственной отсталости с нарушениями аутистического спектра.
Основой программы
является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и
всестороннего гармоничного развития дошкольников с РАС. Это достигается за счет
организации комплексного подхода к коррекционно-развивающей работе в группе
компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями (1 и 2 группа с
РАС по классификации Никольской) с учетом особенностей их психофизического
развития.
Основная особенность коррекционно-образовательной деятельности
заключается
в синхронном выравнивании психофизического и речевого развития детей с РАС.
Программа
учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с РАС и
основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития
детей в норме (Рудик О.Г. советует, сравнивая развитие дошкольника с нормой и
аутичного ребенка, начинать обучение с того момента на котором затормозилось его развитие.
Программа имеет в своей основе:
-
принцип индивидуальности, учета возможностей, особенностей развития
и потребностей каждого ребенка; (для каждого ребенка- аутиста создается
индивидуальная ОП, т.к. ни один ребенок с аутизмом не похож на другого);
-
принцип поддержки инициативы и формирования познавательных интересов
каждого ребенка; (идти от ребенка; подключаясь к его аутичным играм, «эхолалиям»,
стереотипным движениям)
-
принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников; (только
совместные усилия и взаимопонимание дадут положительные
результаты; педагоги действуют только по запросу и с согласия родителей)
-
принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным возможностям
и потребностям, а не возрастным особенностям
ребенка;
-
принцип систематичности и взаимосвязи учебных материалов; (все члены
коррекционно-развивающего процесса работают в едином образовательном пространстве);
- принцип
последовательности; пошаговая подача учебного материала;
По Кэтрин Морис
первый шаг в решении чему учить состоит в сборе информации о ребенке. После
установления уровня развития выбираются 15-20 задач, которым обучают в течение
3-6 месяцев. Начинать следует с 3-5 заданий, постепенно увеличивая их
количество. Программа должна продвигаться от обучения навыкам готовности
учиться (смотреть на педагога, выполнять простейшие команды; оставаться на
стуле, имитировать движения) к первым шагам обучении речи и развитию
познавательных способностей.
Приоритетные направления и
преемственные связи коррекционной деятельности участников образовательного
процесса с учетом особенностей развития детей с РАС
Учитель-дефектолог
является организатором и координатором
всей коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующего направления;
руководит работой по образовательной области «Познавательное развитие»;
-
помогает педагогам построить обучение ребенка с РАС:
-
найти индивидуальные адекватных
направления коррекционно-педагогической работы поэтапного обучения и
формирования у ребенка учебных навыков, познавательных действий и мотиваций,
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их
свойствах и отношениях;
- использование
методов и приемов анализа прикладного поведения и сенсорной интеграции;
- развитие
внимания и сенсорного воспитания;
-
подобрать приемы «сенсорной
интеграции», способы ориентировочно – исследовательской деятельности усвоения
ребенком общественного опыта.
Учитель-логопед
-
организует индивидуальную коррекционную
деятельность, направленную на развитие понимания речи,
-
формирует коммуникативные возможности и
предпосылки активной речи,
-
подготавливает артикуляционный
аппарат к усвоению языковых норм (логопедический массаж, игровая
артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию);
-
руководит работой по образовательной области «Речевое
развитие»,
-
подключает других
специалистов к коррекционной
работе, которые планируют
образовательную деятельность
в
соответствии с рекомендациями;
-
помогает подобрать индивидуальные
методы и приемы коррекции речи ребенка, с учетом его особенностей, возможностей
и этапа коррекционной деятельности.
-
участвует в совместно-организационной деятельности
ПМПк ДОУ.
Педагог - психолог
- развивает
эмоционально-волевую и коммуникативную сферы ребенка;
- формирует
произвольные регуляции поведения;
-
руководит решением задач О/О «Социально-коммуникативное развитие».
Помогает
всем специалистам в работе с ребенком:
- создать
специальные педагогические условия адаптированные для формирования
сотрудничества со взрослым;
-
наладить коммуникативные контакты;
-
подобрать приемы игротерапии и
способы передачи общественного опыта (соответственно его уровню развития),
через совместные действия со взрослым,
-
поэтапного накопления жизненного
опыта (действия по подражанию / образцу)
и применение его на практике,
- последовательного
развития ребенка как личности.
Организует
совместную работу специалистов:
-
по «сенсорной интеграции»
(зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие); составляющей части
О/О «Познавательное развитие»;
- по
развитию высших психических функций у детей для становления О/О «Речевое
развитие».
Воспитатель
реализует адаптированную образовательную
программу ДОУ для детей с РАС по пяти образовательным областям (с учетом
индивидуальных особенностей, познавательных возможностей и потребностей каждого
ребенка);
-
проводит индивидуальную,
подгрупповую (если возможно по 2-3 ребенка)
совместную образовательную деятельность в виде дидактических игр и упражнений,
направленных на формирование и развитие всех видов детской деятельности
(самообслуживание, коммуникативно-речевая, игровая, познавательная,
изобразительная, музыкальная, двигательная…)
-
проводит наблюдения, обследование предметов и
действия с ними, чтение, беседы, экскурсии, эксперименты, опыты.
-
закрепляет усвоенные навыки и
сформированные способности (на занятиях специалистов) у детей в специально
организованных игровых ситуациях.
Музыкальный
руководитель
принимает участие в реализации
образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие»,
-
осуществляет музыкальное развитие (слушание,
подпевание, пение, игра на музыкальных инструментах…),
-
берет на себя (совместно с учителем-логопедом) часть
работы по подготовке занятий логопедической ритмикой, которая включает:
* музыкально-ритмические
игры;
*упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
*
этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
*игры драматизации с элементами театрализации.
Преподаватель по ИЗО
руководит организацией изобразительной
деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование) по формированию
интереса к изображениям, развитию умений дифференцировать и соотносить
изображение и предмет,
-
воспитывает интерес к изобразительным средствам:
краскам, карандашам, фломастерам, мелкам,
-
формирует умения действовать с изобразительными
средствами, получая эмоциональное удовлетворение,
-
развивает тонкую моторику.
Принимает участие в реализации
образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие», включая приемы арттерапии:
*
игры, упражнения на восприятие цвета, формы, величины;
*упражнения на развитие: слухового
восприятия, двигательной памяти, графо-моторных умений (навыков) и различных
изобразительных приемов;
*комментирование своей деятельности
и действий ребенка (проговаривание всех последующих действий);
*обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Инструктор по физическому воспитанию
осуществляет работу по
образовательной области «Физическое
развитие»:
- развивает и корректирует основные движения и общие моторные навыки;
-
развивает функциональные возможности кистей и
пальцев рук;
- совершенствует
зрительно-двигательную и зрительно-слуховую координации.
Подключает других специалистов и родителей
к организации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей с помощью
лечебной физкультуры, включающей:
* дидактические
игры и упражнения на укрепление и развитие общей, мелкой моторики;
*упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и
фонационного выдоха:
*подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков
правильного произношения звуков;
*игры на развитие пространственной ориентации и ЗМК.
Родители
участвуют активно в образовательно-коррекционном процессе ребенка в ДОУ и
семье:
-
выполняют рекомендаций учителей дефектолога и
логопеда в познавательно-речевом развитии;
- следят
за звукопроизношением ребенка, выполняя рекомендации логопеда;
-
проводят игры и упражнения на развитие мелкой,
общей и артикуляционной моторики ребенка по рекомендациям специалистов ДОУ.
Организаторы
коррекционной работы в ДОУ.
Все специалисты
ДОУ – участники образовательного процесса, а также родители воспитанников
работают в тесном контакте друг с другом и стремятся к тому, чтобы осуществлять
единый подход к воспитанию каждого ребенка в целом. Поскольку с детьми,
имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), эффективность проведения
фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и
микроподгрупповой форме (2-3 ребенка). Расписание составлено так, чтобы каждый
ребенок ежедневно был охвачен
коррекционно-развивающей помощью. Количество образовательных ситуаций в неделю
не превышает установленных норм СанПиНом.
Таким образом, целостность программы
обеспечивается установлением связей между образовательными областями,
интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
Центральное место в психолого-педагогической
коррекции аутизма занимает игротерапия и
применяется в практической работе всеми специалистами: психологом,
дефектологом, логопедом, воспитателями, муз. руководителем, инструктором по
физкультуре, педагогом ИЗО.
В качестве
методической основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания становится личностно-ориентированный подход к
организации деятельности ребенка со взрослым и сверстниками. Личность ребенка,
его эмоционального состояние стоит во главе коррекционно-педагогического
воздействия с ребенком любой группы аутизма на всех этапах обучения при решении
любых задач.
Формы и режим занятий:
Индивидуальные занятия - основная
форма работы с детьми или занятия небольшими группами (2 -3 ребенка).
Продолжительность каждого занятия от 10 до 15
минут в зависимости от возраста и
состояния ребёнка. В ходе занятия педагог обязательно следит за самочувствием
ребенка и учитывается его эмоциональное состояние, может полностью изменить
составленный план занятия, если ребенок не принимает предлагаемых заданий на
данный момент предлагаемых заданий, хотя ранее они вызывали у него интерес.
В процессе занятий с детьми с
расстройством аутистического спектра следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению
коррекционно-развивающих занятий:
·
Налаживание эмоционального контакта и формирование
адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
·
Создание предметно-развивающей среды в
соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
·
Регулярное систематическое проведение занятий по
определенному расписанию.
·
Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
·
Повторяемость программных задач на разном
дидактическом и наглядном материале.
·
Игровая форма проведения занятий в соответствии с
состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
·
Опора на положительные результаты, достигнутые в
той или иной деятельности ребенка.
·
Обращение внимания на различия
выполнения одного и того же задания в разных условиях. В самом обучении важно
дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать
опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты,
страницы, наглядным указанием направления движения,
·
Включение в задание моментов,
когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной
группой необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме:
«Возьми
карандаш».
·
В связи с трудностью подражания,
«переформулировки» на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей
большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в
организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка
(«сопряженные направляющие действия». При работе с данной группой
непосредственно используется поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.
·
Использование физических упражнений,
которые, как известно, могут и
поднять общую активность ребенка, и снять его
патологическое напряжение. Во время
обучения и то и другое актуально.
Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо
привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание
пластилина, работу с палочками.
·
Опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае
дополнительно используем «сенсорные буквы и цифры, геометрические фигуры»
·
Использование усвоенного способа действия в новых условиях
и ситуациях.
·
Оказание психолого-педагогической помощи родителям
в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-
педагогической работы с ребенком в семье.
Программой
предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в
развитии личности в целом, а также включение обучающихся в различные виды
деятельности. Построена на принципе гуманно – личностного отношения к
дошкольнику и позволяет обеспечить развивающие обучение формирование базовых
основ культуры личности детей, сформировать у детей все психические процессы.
Основные направления коррекционной работы:
·
Осуществление комплексной
коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического
развития аутичного ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную
интеграцию в общество.
·
Разработка и реализация
индивидуальных программ воспитания и обучения детей, страдающих РАС на основе
базовых коррекционных и обучающих программ.
·
Реабилитационная работа с семьей, обучение
родителей и других членов семьи методам взаимодействия с аутичным ребенком.
·
Просветительская работа о проблемах аутичных детей
и их семей с помощью семинаров и консультаций. Построение
коррекционно-воспитательной работы с детьми в соответствии с названными
направлениями обеспечит наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей
развития каждого ребенка.