Адаптированная образовательная программа для детей с расстройствами аутистического спектра


Содержание

Введение. Актуальность........................................................................................................ 2
1. 1.Пояснительная записка................................................................................................... 2
1.   2.Нормативные документы.............................................................................................. 3
1.3.   Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы.............. 4
1.5.Особенность развития ребёнка с РАС........................................................................... 5
1.6. Планируемые результаты освоения программы......................................................... 6
2.1.   Условия для реализации программы для детей с РАС.............................................. 6
2.2.   Направления коррекционно-образовательной деятельности в работе с детьми
с РАС (по образовательным областям)................................................................................ 6

Цели, задачи, содержание, планируемые результаты, особые приемы и методы, специальные методики
О.О Социально-коммуникативное развитие (этапы психологического подхода становления ребенка с РАС, как личности / адаптации и социализации в обществе);
О.О Познавательное развитие (диагностика, содержание, особенности коррекции)
О.О. Речевое развитие; (задачи, содержание, планируемые результаты, примерный тематический план на год для 1 и 2-ой групп с РАС О.О. Физическое развитие (особенности, цели, задачи, содержание, предполагаемые результаты на 1 и 2 групп)


О.О.     Художественно-эстетическое    развитие    (музыкальное     воспитание,    особенности                 подбора                                         художественной                   литературы, изобразительная деятельность)
2.3.   Основные этапы коррекционной работы
2.4.   Комплекснотематический план работы специалистов и педагогов
IIIОрганизационный раздел
3.1.   Описание кадровых условий реализации программы................................... 65
3.2.   Описание материально-технического обеспечения программы................... 67
Приложение……………………………………………………………………


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность программы.
Все виды психической деятельности формируются в период интенсивного развития ребенка дошкольного возраста. Оказание своевременной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.
Среди детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые еще сравнительно недавно не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.
Сейчас равноправное и полноценное дошкольное образование имеют возможность получать все дошкольники, вне зависимости от состояния их здоровья (ОВЗ и инвалидность) в условиях введения и реализации ФГОС ДО.
В настоящий момент единой стандартизированной специальной образовательной программы, для детей с РАС не существует. Возникла необходимость создания специальной АОП с целью обеспечения полноценного комплексного обучения и воспитания, развития и коррекции детей с РАС, посещающих ДОУ.
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Аутизм – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью от многократного повторения элементарных движений до сложных ритуалов, а нередко деструктивностью и негативизм.
О.Г. Рудик утверждает, что оказание коррекционной помощи с первых лет жизни ребенка позволяет получить положительные  результаты. По ее словам
«к основным трудностям, мешающим психическому развитию аутичного ребенка, могут быть отнесены следующие:
-   дефицит психической активности;
-   тесно связанные с ним нарушения инстинктивно-аффективной сферы;


-   нарушения сенсорики;
-   нарушения двигательной сферы;
-   нарушения речи.
Опираясь на классификацию О.С. Никольской, в основе которой - характер и степень нарушения взаимодействия ребенка с окружающей средой, выделено 4 группы детей с РАС.
I группа характеризуется отрешенностью детей от внешней среды, низкой потребностью в социальных контактах, несформированностью элементарного общения с окружающими и навыками социального поведения, низкой психической активностью. У детей этой группы наблюдается постоянное перемещение от одного предмета к другому при отсутствии целенаправленных действий, мутизм, потребность в постоянном внимании, уходе.
Для детей II группы характерно отвержение внешней среды. В отличие от детей I группы, у них более высокая психическая активность, отмечается борьба с тревогой и страхами, повторения одних и тех же слов, фраз, стихотворений.
Помимо стереотипии в поведении у детей этой группы отмечаются импульсивность движений, причудливость гримас и поз. Речевые контакты весьма бедные, чаще ограничиваются односложными ответами.
У детей III группы наблюдается аутистическое замещение внешней среды, которое проявляется в патологических влечениях с пристрастиями (например, к плохим запахам, грязи, рисованию жестоких сцен, необычной еде и т. д.), компенсаторными фантазиями, зачастую имеющими агрессивное содержание, как формой защиты от окружающего. Для них характерен более высокий уровень познавательного развития, а также развернутая монологическая речь при явно страдающей диалогической.
Для детей IV группы характерно сверхтормозимость с внешними воздействиями. В отличие от детей IIII групп, у них менее выражен аутистический барьер, а защита часто имеет адекватный характер. Они робки, пугливы, заторможены, в качестве защиты проявляют стремление к поведенческим штампам; в трудной ситуации тянутся к близким. У некоторых детей этой группы отмечается одаренность в отдельных областях.


Для определения оптимально оправданной образовательной, воспитательной и развивающей деятельности детей с РАС педагогическим коллективом ДОУ была разработана адаптированная образовательная программа (АОП).
«Адаптированная образовательная программа для детей с РАС (4 - 6/7 лет)» является инновационным программным документом для дошкольного образовательного учреждения ГБОУ Школы №950, которая составлена в соответствии с нормативными документами.
1.  Нормативные документы
-   Федеральный закон РФ «Об образовании Российской Федерации» (Принят от 29 декабря 2012г. 273-ФЗ);
-   «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» Утвержден приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155;
-   Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249
-    Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
-      Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-    «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. №26);
-      Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
-   Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей».


АОП составлена на основе специальных коррекционных программ и методических разработок следующих авторов:


-   Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003;
-     Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2011;
-   О.С. Рудик Коррекционная работа с аутичным ребенком. М.: ВЛАДОС.2015.
-   Нуриева Л. Г. - Методика "Развитие речи у аутичных детей" (поэ-тапный запуск речи);
-   Ихсанова С.В. Система диагностика – коррекционной работы с аутичными дошкольниками. Детство – Пресс.
-   Гурина Елизавета (лекционный курс) «Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи»;
-     Джонсон-Мартин Нэнси, Хаккер Бонни, Дженс Кеннет, АттермиерСюзен. Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. -Каро, 2005 - Тео Питерс Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999, - 192 с.;
-     Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (помогла в разработке примерного лексико- тематического планирования); Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
1.3.   Цель и задачи реализации адаптированной образовательной программы.
Цель реализации АОП: организация помощи в получении детьми с РАС дошкольного образования в соответствии с их возможностями и особенностями. Оказание коррекционной помощи по исправлению или ослаблению имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений по всем направлениям развития.
Задачи программы:
1.              Определение особых образовательных потребностей и возможностей детей с РАС. Сохранение укрепление здоровья детей (психического, физического, эмоционального), через создание атмосферы благополучия, снятие детских тревожности и страхов.


2.             Разработка индивидуальной траектории развития образовательного маршрута для каждого ребенка специалистами: педагогом- психологом, учителем-дефектологом. учителем – логопедом, воспитателями, инструктором физического воспитания, музыкальным руководителем.
3.         Создание условий, способствующих освоению детьми дошкольного возраста с РАС адаптированной образовательной программы (АОП).
4.      Формирование устойчивого эмоционального контакта педагога и ребенка в совместной, доступной для него деятельности и адаптацию в условиях ДОУ.
5.          Последовательное растормаживание речи детей; коррекция по развитию понимания и пользования речью или альтернативными ее формами, как средством коммуникации;
6.         Проведение динамического наблюдения (мониторинга) общего развития каждого ребенка с РАС и определение ближайших зон его развития;
7.       Коррекция импульсивности либо заторможенности поведения ребенка.
8.        Стимуляция и активизация познавательных возможностей и потребностей ребенка с РАС к окружающему миру (предметов и людей) через сенсорную интеграцию.
9.       Сотрудничество с родителями (законными представителями) по комплексному психолого - педагогическому сопровождению ребенка и оказание консультативной и методической помощи родителям специалистами.
1.4.   Принципы построения адаптированной образовательной программы
1.          Комплексный медико-психолого-педагогический подход к обучению и коррекции.
2.      Интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи.
3.      Преемственность коррекционной работы на всех этапах развития с учетом специфики психических особенностей РАС.
4.      Определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов, приемов и методов.
5.      Индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к подгрупповым формам работы.


6.      Систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.
1.5.  Особенности (характеристика) группы детей  с РАС.

Дети поступившие в ДОУ по направлениям центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) имеют заключение: F 84.02, ОНСРС (общая несформированность речевых средств). Чтобы обеспечить индивидуальное коррекционное сопровождение каждому воспитаннику в соответствии с его психофизическими особенностями в период адаптации были проведены следующие мероприятия: наблюдение за детьми, их комплексное обследование всеми специалистами, собеседование и анкетирование родителей.
Психолого-педагогические обследование показало следующее:
у всех воспитанников данной группы наблюдается расстройство аутистического спектра (РАС), которые проявляются в следующем: про- блемы в эмоциональной сфере (эмоционально – волевая незрелость). А именно отмечаются нарушения социального взаимодействия и неспособности к общению. Характерны ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, манерность, угловатость движений, различные реакции на неожиданные сенсорные раздражители (резкие и громкие звуки, коллективные мероприятия, новые малознакомые предметы/люди).    
Имеются трудности в усвоении социальных навыков, грубые нарушения познавательной деятельности. Понимание обращенной речи присутствует частично; выполнение вербальной инструкции; частичное выполнение после многократного повторения вербальной и невербальной инструкции; не выполнение инструкции – (повышенная импульсивность, протестное поведение, страхи). Нарушение сенсорных ощущений - избирательность в еде, желание пробовать на вкус несъедобные предметы,


неспособность ощущать и контролировать потребность в физиологических отправлениях. Несформированное, несистемное представление об окружающей действительности и пространственных отношений. Навыки самообслуживания на стадии формирования, в сопровождение (мытье рук, одевание, пользование столовыми приборами). У всех детей наблюдается стереотипность поведении; вокализация, импульсивность, агрессия. Детям характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате, прыжки…).
У детей наблюдается недостаточная координация в общей, крупной и мелкой моторики. В сопровождении и постоянном контроле со стороны взрослых (педагогов и родителей) - нуждаются все дети. Неравномерность развития детей требует индивидуального подхода в коррекционно-развивающей деятельности и выборе программы для каждого ребенка с учетом его интеллектуального развития. Выше перечисленные особенности развития детей соответствуют 1-2 -ой группы по классификации О.С Никольской (дети с отрешенностью от внешней среды).
Реализация АОП предполагает создание специальных условий для получения коррекционного образования – это использование специальных методов обучения и воспитания, методических пособий, дидактического материала, тьютеров, организации комплексной помощи всеми специалистами ДОУ: учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального работника, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, педагога ДОП образования (ИЗО) совместно с родителями воспитанников.
1.1.            Планируемые результаты освоения программы
(целевые ориентиры) Дети к завершению дошкольного обучения:
-   Проявляют элементарные умения и навыки коммуникации и бытовой адаптации в условиях ДОУ;
-   Владеют элементарными знаниями об окружающем мире, других людях, предметах и их свойствах;
-   Проявляют интерес к познавательной деятельности; знакомы с приемами обследования предмета;
-   Проявляют интерес к совместному эмоциональному общению с другими людьми (взрослыми и детьми) в игре.
-   Способны вступать в контакт со взрослыми и детьми;
-   Способны понимать обращенную речь (инструкции), владеют навыками общения и средствами альтернативной коммуникации;


-   Имеют основные навыки самообслуживания и выполняют их самостоятельно (совместно со взрослым).
Срок реализации программы: данная программа рассчитана сроком на 3/4 года Форма проведения занятий с каждым ребенком: ежедневная, индивидуальная или подгрупповая (по 2 раза в неделю).

II. Содержательный раздел
2.1. Направления коррекционно-образовательной деятельности в работе с детьми с РАС
Группа компенсирующего направления. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (3– 7 лет) с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости с нарушениями аутистического спектра.
Основой программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития дошкольников с РАС. Это достигается за счет организации комплексного подхода к коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями (1 и 2 группа с РАС по классификации Никольской) с учетом особенностей их психофизического развития.
Основная особенность коррекционно-образовательной деятельности
заключается в синхронном выравнивании психофизического и речевого развития детей с РАС.
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с РАС и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детей в норме (Рудик О.Г. советует, сравнивая развитие дошкольника с нормой и аутичного ребенка, начинать обучение с того момента на котором затормозилось его развитие.
Программа имеет в своей основе:
-           принцип индивидуальности, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; (для каждого ребенка- аутиста создается индивидуальная ОП, т.к. ни один ребенок с аутизмом не похож на другого);
-         принцип поддержки инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; (идти от ребенка; подключаясь к его аутичным играм, «эхолалиям», стереотипным движениям)
-                принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников; (только совместные усилия и взаимопонимание дадут положительные результаты; педагоги действуют только по запросу и с согласия родителей)
-            принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным возможностям и потребностям, а не возрастным особенностям ребенка;
-         принцип систематичности и взаимосвязи учебных материалов; (все члены коррекционно-развивающего процесса работают в едином образовательном пространстве);
-       принцип последовательности; пошаговая подача учебного материала;
По Кэтрин Морис первый шаг в решении чему учить состоит в сборе информации о ребенке. После установления уровня развития выбираются 15-20 задач, которым обучают в течение 3-6 месяцев. Начинать следует с 3-5 заданий, постепенно увеличивая их количество. Программа должна продвигаться от обучения навыкам готовности учиться (смотреть на педагога, выполнять простейшие команды; оставаться на стуле, имитировать движения) к первым шагам обучении речи и развитию познавательных способностей.
Приоритетные направления и преемственные связи коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом особенностей развития детей с РАС
Учитель-дефектолог
является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующего направления; руководит работой по образовательной области «Познавательное развитие»;
-           помогает педагогам построить обучение ребенка с РАС:
-        найти индивидуальные адекватных направления коррекционно-педагогической работы поэтапного обучения и формирования у ребенка учебных навыков, познавательных действий и мотиваций, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
-       использование методов и приемов анализа прикладного поведения и сенсорной интеграции;
-       развитие внимания и сенсорного воспитания;


-               подобрать приемы «сенсорной интеграции», способы ориентировочно – исследовательской деятельности усвоения ребенком общественного опыта.
Учитель-логопед
-       организует индивидуальную коррекционную деятельность, направленную на развитие понимания речи,
-       формирует коммуникативные возможности и предпосылки активной речи,
-        подготавливает артикуляционный аппарат к усвоению языковых норм (логопедический массаж, игровая артикуляционная гимнастика, постановка звуков по подражанию);
-       руководит работой по образовательной области «Речевое развитие»,
-           подключает  других  специалистов  к  коррекционной  работе,  которые  планируют  образовательную  деятельность  в  соответствии        с рекомендациями;
-        помогает подобрать индивидуальные методы и приемы коррекции речи ребенка, с учетом его особенностей, возможностей и этапа коррекционной деятельности.
-       участвует в совместно-организационной деятельности ПМПк ДОУ.
Педагог - психолог
-       развивает эмоционально-волевую и коммуникативную сферы ребенка;
-       формирует произвольные регуляции поведения;
-       руководит решением задач О/О «Социально-коммуникативное развитие».
Помогает всем специалистам в работе с ребенком:
-       создать специальные педагогические условия адаптированные для формирования сотрудничества со взрослым;
-       наладить коммуникативные контакты;
-        подобрать приемы игротерапии и способы передачи общественного опыта (соответственно его уровню развития), через совместные действия со взрослым,
-      поэтапного накопления жизненного опыта (действия по подражанию / образцу) и применение его на практике,
-      последовательного развития ребенка как личности.
Организует совместную работу специалистов:
-        по «сенсорной интеграции» (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное восприятие); составляющей части О/О «Познавательное развитие»;
-      по развитию высших психических функций у детей для становления О/О «Речевое развитие».
Воспитатель
реализует адаптированную образовательную программу ДОУ для детей с РАС по пяти образовательным областям (с учетом индивидуальных особенностей, познавательных возможностей и потребностей каждого ребенка);
-             проводит индивидуальную, подгрупповую (если возможно по 2-3 ребенка) совместную образовательную деятельность в виде дидактических игр и упражнений, направленных на формирование и развитие всех видов детской деятельности (самообслуживание, коммуникативно-речевая, игровая, познавательная, изобразительная, музыкальная, двигательная…)
-       проводит наблюдения, обследование предметов и действия с ними, чтение, беседы, экскурсии, эксперименты, опыты.
-           закрепляет усвоенные навыки и сформированные способности (на занятиях специалистов) у детей в специально организованных игровых ситуациях.
Музыкальный руководитель
принимает участие в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»,
-       осуществляет музыкальное развитие (слушание, подпевание, пение, игра на музыкальных инструментах…),
-       берет на себя (совместно с учителем-логопедом) часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой, которая включает:
*   музыкально-ритмические игры;
*упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;


*   этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
*игры драматизации с элементами театрализации.
Преподаватель по ИЗО
руководит организацией изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование) по формированию интереса к изображениям, развитию умений дифференцировать и соотносить изображение и предмет,
-      воспитывает интерес к изобразительным средствам: краскам, карандашам, фломастерам, мелкам,
-           формирует умения действовать с изобразительными средствами, получая эмоциональное удовлетворение,
-       развивает тонкую моторику.
Принимает участие в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», включая приемы арттерапии:
*   игры, упражнения на восприятие цвета, формы, величины;
*упражнения на развитие: слухового восприятия, двигательной памяти, графо-моторных умений (навыков) и различных изобразительных приемов;
*комментирование своей деятельности и действий ребенка (проговаривание всех последующих действий);
*обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Инструктор по физическому воспитанию
осуществляет работу по образовательной области «Физическое развитие»:
- развивает и корректирует основные движения и общие моторные навыки;
-      развивает функциональные возможности кистей и пальцев рук;
-      совершенствует зрительно-двигательную и зрительно-слуховую координации.
Подключает других специалистов и родителей к организации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей с помощью лечебной физкультуры, включающей:
*   дидактические игры и упражнения на укрепление и развитие общей, мелкой моторики;


*упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха:
*подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
*игры на развитие пространственной ориентации и ЗМК.
Родители
участвуют активно в образовательно-коррекционном процессе ребенка в ДОУ и семье:
-       выполняют рекомендаций учителей дефектолога и логопеда в познавательно-речевом развитии;
-       следят за звукопроизношением ребенка, выполняя рекомендации логопеда;
-       проводят игры и упражнения на развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка по рекомендациям специалистов ДОУ.
Организаторы коррекционной работы в ДОУ.
Все специалисты ДОУ – участники образовательного процесса, а также родители воспитанников работают в тесном контакте друг с другом и стремятся к тому, чтобы осуществлять единый подход к воспитанию каждого ребенка в целом. Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и микроподгрупповой форме (2-3 ребенка). Расписание составлено так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество образовательных ситуаций в неделю не превышает установленных норм СанПиНом.
Таким образом, целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
Центральное место в психолого-педагогической коррекции аутизма занимает игротерапия и применяется в практической работе всеми специалистами: психологом, дефектологом, логопедом, воспитателями, муз. руководителем, инструктором по физкультуре, педагогом ИЗО.
В качестве методической основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания становится личностно-ориентированный подход к организации деятельности ребенка со взрослым и сверстниками. Личность ребенка, его эмоционального состояние стоит во главе коррекционно-педагогического воздействия с ребенком любой группы аутизма на всех этапах обучения при решении любых задач.


Формы и режим занятий: Индивидуальные занятия - основная форма работы с детьми или занятия небольшими группами (2 -3 ребенка). Продолжительность каждого занятия от 10 до 15 минут в зависимости от возраста и состояния ребёнка. В ходе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывается его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия, если ребенок не принимает предлагаемых заданий на данный момент предлагаемых заданий, хотя ранее они вызывали у него интерес.
В процессе занятий с детьми с расстройством аутистического спектра следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению коррекционно-развивающих занятий:
·                       Налаживание эмоционального контакта и формирование адекватных форм взаимодействия близких взрослых с ребенком.
·                       Создание предметно-развивающей среды в соответствии с поставленными задачами воспитания и обучения ребенка.
·                       Регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию.
·                       Смена видов деятельности в процессе одного занятия.
·                       Повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале.
·                       Игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка.
·                       Опора на положительные результаты, достигнутые в той или иной деятельности ребенка.
·                       Обращение внимания на различия выполнения одного и того же задания в разных условиях. В самом обучении важно дозировать применение прямой вербальной инструкции и максимально использовать опосредованную организацию ребенка структурированным пространством: разметкой парты, страницы, наглядным указанием направления движения,
·                       Включение в задание моментов, когда сам учебный материал организует действие ребенка. При работе с данной группой необходимо выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме:
«Возьми карандаш».


·                       В связи с трудностью подражания, «переформулировки» на себя схемы действия, а часто и просто моторных трудностей большое значение в обучение приобретает непосредственная физическая помощь в организации действия, т.е. взрослый начинает работать руками ребенка («сопряженные направляющие действия». При работе с данной группой непосредственно используется поддержка руки, письмо «рука в руке», сопряженное выполнение действий.
·           Использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение. Во время обучения и то и другое актуально. Именно поэтому в занятиях помимо стандартной динамической паузы необходимо привнести большое количество практических действий: приклеивание, размазывание пластилина, работу с палочками.
·           Опора на сенсорные анализаторы. В нашем случае дополнительно используем «сенсорные буквы и цифры, геометрические фигуры»
·           Использование усвоенного способа действия в новых условиях и ситуациях.
·           Оказание психолого-педагогической помощи родителям в целях создания благоприятных условий для проведения коррекционно-
педагогической работы с ребенком в семье.
Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в развитии личности в целом, а  также  включение обучающихся в различные виды деятельности. Построена на принципе гуманно – личностного отношения к дошкольнику и позволяет обеспечить развивающие обучение формирование базовых основ культуры личности детей, сформировать у детей все психические процессы.
 Основные направления коррекционной работы:
·            Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития аутичного ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество.
·            Разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей, страдающих РАС на основе базовых коррекционных и обучающих программ.
·            Реабилитационная работа с семьей, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с аутичным ребенком.
·            Просветительская работа о проблемах аутичных детей и их семей с помощью семинаров и консультаций. Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми в соответствии с названными направлениями обеспечит наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.