Программа «Коррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста»

           Проблема эмоционального неблагополучия у детей, в частности, проблема тревожности, несмотря на давнюю историю, не теряет своей актуальности. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной адаптированности ребенка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Нами были  проведены тест тревожности (Р.Теммл,М.Дорки, В. Амен), методика В.Г.Щур на определение самооценки и тест «Страхи в домиках» (модификация М.А.Панфиловой). По данным диагностики была выявлена группа тревожных детей. По нашим наблюдениям тревожные дети чувствуют себя беспомощными,  бояться играть в новые игры, приступить к новым видам деятельности. Уровень самооценки таких детей низок. Также тревожные дети подвержены страхам, имеют проблемы в общении.  Таким образом, тревожность неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности детей. Поэтому нами была составлена программа по коррекции тревожности.

Программа базируется на следующих основополагающих принципах:

·        Признание самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека.
·        Обеспечение эмоционального благополучия.
·        Создание таких условий жизни, которые обеспечат ребенку комфорт и защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие, что позволит растить общительного и доброжелательного ребенка.
·        Использование форм, средств и методов, разработанных психолого-педагогической наукой и соответствующих логике развития личности.
·        Интеграция разных видов деятельности в целях повышения эффективности педагогических усилий.
·        Вариативность заданий в рамках одного содержания, позволяющих  ребенку выполнять то, что ему по силам, проявлять творчество в соответствии с его интересами и наклонностями.
·        Координация подходов педагогического влияния в условиях дошкольного учреждения и семьи для продуктивного конструирования общения между взрослыми и детьми (педагоги – дети – родители), что обеспечит более широкое участие родителей в жизни группы и учреждения и успешное их знакомство с возрастными особенностями детей.


Цель программы: снижение тревожности.
Предмет психокоррекции: признаки тревожности
( постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна).
Объект психокоррекции: дети старшего дошкольного возраста.
Объем программы: рассчитан  на 10 коррекционно-развивающих занятий, при частоте встреч 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 20 – 30 минут.
Наполняемость группы: 7 – 8 человек. Основой для зачисления ребенка в коррекционную группу служат заключение психолога, наблюдение и отзывы воспитателей и специалистов, пожелания родителей.
Форма работы: подгрупповая.
Место проведения: кабинет психолога

Программа предполагает три направления:

I.      Повышение уверенности в себе (самооценка).
Задачи:- устранение внутреннего конфликта ребенка;
             - расширение эмоционального опыта;
             - повышение самооценки;
             - развитие навыков взаимодействия друг с другом.
II. Снятие страхов.  
        Задачи:- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
                     - устранение, преобразование, либо частичное
                        обесценивание страхов;
                     - формирование умения у детей преодолевать
                        опасности, мобилизовать свою волю, проявлять
                        активность;
                      - стимулирование собственных возможностей детей
                         для преодоления стрессовых ситуаций.
III. Развитие коммуникативных навыков.
         Задачи:- уменьшение суетливости, нервозных движений,
                        множества ненужных движений и мимики;
                      - снижение скованности, боязливости в движениях и
                         речи;
                      - развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;
                      - развитие умения активно слушать, задавать вопросы
                         и выражать свое мнение.

Примерная структура занятия

1.   Упражнения на релаксацию и дыхание.
2.   Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности.
3.   Игры на расслабление.

При составлении программы использовалась следующая литература:
1.     Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми - М.: Книголюб,  2004.
2.      Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе – М. 2005.
3.      Клюева Н.В.,  Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 1997.
4.     Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997.
5.     Пазухина И.А. Давай познакомимся. - Санкт – Петербург,   Детство-Пресс,  2004.
6.     Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.
7.     Чистякова М.И. Психогимнастика -  М.: Просвещение, 1990.

Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми

Сроки реализации
Цель занятия
Содержание занятия
Месяц
Неделя
№ занятия
п/п
                                                            ФЕВРАЛЬ
1 неделя
Занятие №3
- устранение внутреннего конфликта ребенка;
- расширение эмоционального опыта;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- уменьшение суетливости, нервозных движений, множество ненужных движений и мимики.

  1. Игра « Воздушный шарик»
  2. Игра «Корабль и ветер»
  3. Игровая ситуация «Пещера для знакомства»
  4. Танец с рисованием
  5. Парные упражнения «Насос и надувная кукла»
  6. Групповое упражнение «Бездомный заяц»
  7. «Водопад»
2 неделя
Занятие №4
- расширение эмоционального опыта ребенка;
- формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
- снижение скованности, боязливости в движениях и речи.
    1. Игра «Драка»
    2.Игра «Подарок под елкой»
    3. Игра в переодевание
    4. Игра «Старшая обезьяна»
    5. Танцы противоположности
    6. Игра «Птенцы»
    7. Игра «Комплимент»

3 неделя
Занятие №5
- стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций;
- развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;
- развитие самооценки
    1. Парное упражнение «Приветствие»
    2. Игра «Дудочка»
    3. Игровая ситуация «Фотоальбом»
    4. Игра «Выключенный звук»
    5. «Рисунок в парах по очереди»
    6. «Упражнение на доверие»
    7. Игра «Зайки и слоники»
4 неделя
Занятие №6
- развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций;
- развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение;
- помогать преодолевать барьер в общении
    1. Упражнение на расслабление мышц;
    2. Игра «Спрятанные проблемы»
    3. Игра «Вылеплялки»
     4. Игра «Смена ритмов»
     5. Игровая ситуация «Ладонь в ладонь»
     6. Игра «Сиамские близнецы»
     7. Кинезотерапия «В гостях у морского царя»

Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми

Сроки реализации
Цель занятия
Содержание занятия
Месяц
Неделя
№ занятия
п/п
                                                            МАРТ
1 неделя
Занятие №7
- развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций;
- развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение;
- помогать преодолевать барьер в общении.
1. Игра «Сосулька»
2. Игра «Попробуем еще раз»
3. Игра «Звериные чувства»
4. Игра «Бесилки»
5. Упражнение «Мост дружбы»
6. Танец пяти движений
7. Игра на расслабление «Танцующие руки»
2 неделя
Занятие №8
- расширение эмоционального опыта ребенка;
- формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
- снижение скованности, боязливости в движениях и речи.
      1. Игра «Шалтай-Балтай»
      2. Игра «Гусеница»
      3. Рисование вдвоем
      4. Групповое упражнение «Пчелки»
      5. Игра «Дракончик»
      6. Игра «Фотография»
      7. «Музыка – язык чувств»
3 неделя
Занятие №9
- стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций;
- развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми;
- развитие самооценки
- развитие умения расслабиться
      1. Игра на релаксацию и дыхание «Винт»
      2. Игровая ситуация «Волшебный стул»
      3. Упражнение «Зеркало»
      4. Упражнение «Скала»
      5. Игра «Путаница»
      6. Совместный рисунок
      7. Игра на расслабление «Слепой танец»
4 неделя
Занятие №10
- устранение внутреннего конфликта ребенка;
- расширение эмоционального опыта;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- уменьшение суетливости, нервозных движений, множество ненужных движений и мимики.
- развитие навыков взаимодействия друг с другом;

      1. Игра на релаксацию и дыхание «Насос и мяч»
      2. Игра «Принц на цыпочках»
      3. Игра «Дудочка»
      4. Игра «Имя»
      5. Упражнение «Имя»
      6. Упражнение «Добрые волшебники»
      7. Упражнение «Чаша доброты»





Календарно-тематическое планирование групповых занятий с тревожными детьми




Сроки реализации
Цель занятия
Содержание занятия
Месяц
Неделя
№ занятия
п/п
                     ЯНВАРЬ

3 неделя

Занятие №1

- развитие навыков взаимодействия друг с другом;
- стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций;
- развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение;
- помогать преодолевать барьер в общении.

1. Групповое упражнение «Давай поздороваемся»
2. Игра «Мост дружбы»
3. Игра «Звериные чувства»
4. Игра «Пчелки»
5. Упражнение «Волшебные очки»
6. Танец пяти движений
7. Игра на расслабление «Танцующие руки»


4 неделя

Занятие №2

- расширение эмоционального опыта ребенка;
- формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность;
- снижение скованности, боязливости в движениях и речи.
    
      1. Игра «Воздушный шарик»
      2. Игра «Гусеница»
      3. Игровая ситуация «Пещера для знакомства»
      4. Групповое упражнение «Паровозик»
      5. Игра «Дракончик»
      6. Игра «Фотография»
      7. Игра на расслабление «Необычная радуга»


Дидактико-методическое обеспечение образовательной программы:

Упражнения на релаксацию и дыхание

«Драка»
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
« Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Сделайте глубокий вдох, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавив пальцы в ладони. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!».

«Воздушный шарик»
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Сделайте вдох, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше. Как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарики не лопнули. А теперь покажите их друг другу», Упражнение можно повторить  три раза.

«Корабль и ветер»
Цель: настроить уставших детей на рабочий лад.
«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!». Упражнение можно повторить три раза.

«Подарок под елкой»
Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз.
«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание… Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь». После выполнения упражнения можно поговорить о том (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»
Цель: расслабить мышцы лица, особенно вокруг губ.
«Давайте поиграем на дудочке. Сделайте неглубокий вдох, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать и на выдохе попытайтесь вытянуть губы трубочкой. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Упражнения на расслабление мышц
Приведенные ниже упражнения рекомендованы М.И.Чистяковой в книге «Психогимнастика». Они полезны тревожным детям.

«Штанга» (вариант 1)
Цель: расслабить мышцы спины.
«Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола вытянутыми руками, приподнимите ее. Очень тяжело!.. Выдохните, штангу на пол, отдохните».
«Попробуем еще раз» (вариант 2)
Цель: расслабить мышцы рук и спины, дать ребенку возможность почувствовать себя успешным.
«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять? Бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы! Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
«Дети, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
                       В. Селиверстов
Правильно, это сосулька. Представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью и четвертую – уроните расслабленные руки  вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»


«Шалтай-Балтай»
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Балтай».
Шалтай-Балтай сидел на стене.
Шалтай-Балтай свалился во сне.
                                                  С. Маршак
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево: руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
«Давайте попробуем превратиться в винт. Для этого пятки и носки поставьте вместе. По моей команде «Начали!» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! Стоп!»
Этюд может сопровождаться фрагментом «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

«Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
«Дети, разбейтесь на пары: один – большой надувной мяч, другой – насос. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслабленны, корпус чуть наклонен вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» становится все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего – поднимается голова, после четвёртого - надулись щёки, и даже руки отошли от боков. «Мяч» надут - «насос» перестал накачивать. Он выдёргивает из «мяча» свой шланг… Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.


Игры или игровые ситуации с целью снятия тревожности  

«Пещера для знакомства»
Для игры понадобятся покрывала или простыни (в два раза меньше, чем детей). Если детей нечетное количество, то к игре подключается психолог.
Покрывала раскладывают на полу на некотором расстоянии друг от друга – это пещеры. Под звуки музыки дети свободно ходят по комнате. Как только музыка смолкает, нужно спрятаться под одеяло, причем в одной «пещере» может быть не более двух человек. Устанавливать время и торопить детей нельзя. Если они сами начинают суетиться, объясните, что спешить не надо.
Под покрывалом за время короткой беседы дети должны познакомиться. Затем снова звучит музыка, и они выходят из пещер. Игра повторяется. По правилам два раза с одним и тем же ребенком в пещеру забираться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не перезнакомятся.
       Можно использовать второй вариант игры.
Дети встают в два круга лицом друг к другу. Между первым и вторым кругом около каждого ребенка из внешнего круга расстилается небольшое покрывало. Под музыку дети танцуют на месте. Как только музыка смолкает, они должны войти в «пещеру». Здесь они знакомятся. По команде все возвращаются на свои места. Начинает звучать музыка – дети внешнего круга остаются на месте, а дети из внутреннего круга передвигаются в правую сторону и встают напротив следующего ребенка из внешнего круга. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок из внутреннего круга не побывает в каждой «пещере».

«Танец с рисованием»
Дети встают в круг. Перед каждым чистый лист бумаги и фломастер. Под музыку дети начинают двигаться. Как только она смолкает, каждый ребенок начинает рисовать на том листе, рядом с которым он остановился. Затем снова звучит музыка, и движение возобновляется. На одном листе одновременно может рисовать только один ребенок. Когда дети вернутся на свои места, игра заканчивается. Второй вариант игры – детям предлагается во время звучания музыки взяться за руки и двигаться по кругу в одном направлении.

«Игра в переодевание»
В центре комнаты лежат разные вещи (одежда, обувь, головные уборы). Желательно, чтобы все они легко одевались и легко снимались. По сигналу ведущего за одну - две минуты нужно надеть на себя как можно больше вещей. Если дети нервничают, время можно увеличить.  Необходимо следить за тем, чтобы игра не стала соревнованием – любой соревновательный момент только повышает тревожность и беспокойство. Цель же этой игры – снять скованность и напряжение.

«Старшая обезьяна»
Все дети садятся по кругу и выбирают «старшую обезьяну». Она показывает движения, все остальные ей подражают. Ведущими становятся по очереди.
Затем один из игроков (отгадчик) выходит из комнаты. Остальные садятся по кругу. Договариваются, кто будет «старшей обезьяной». Этот ребенок показывает различные движения, а остальные ему подражают. Отгадчик должен найти старшего. Если это плохо получается, можно остановиться на первом этапе.

«Фотоальбом»
Эта техника позволяет не травмирующим для ребенка образом выяснить его чувства по отношению к определенным событиям и значимым для него лицам, а также помогает выразить свои чувства.
Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны  его жизни. Понадобятся также ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч. Фотографии раскладывают на полу, чтобы все они были видны. Затем психолог задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей, выявляет фотографии, которые ему не нравятся. Психолог расспрашивает ребенка, что именно на них не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось – разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т.д. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, психолог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складывают в отдельный фотоальбом.
       Такую игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким. Измененные фотографии могут служить также достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка этот фотоальбом можно показать родителям.


«Спрятанные проблемы»
Большинство тревожных детей склонны держать в себе свои переживания. Эта же игра позволит им проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться . Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка, фломастеры, бумага). В крышке проделывают отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем психолог предлагает ребенку нарисовать, что (или кто) его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить рисунок в «почтовый ящик», то есть спрятать проблему.
Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике». После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если тот затрудняется с ответом, психологу нужно предложить варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь…

«Звериные чувства»
Для игры необходимы набор картинок с изображением известных детям животных. Психолог раскладывает перед каждым ребенком (по очереди) картинки и просит назвать основные качества животного, например: зайчик – страх, лев – смелость, лиса – хитрость и т. д. Затем психолог предлагает проанализировать ту или иную житейскую ситуацию и описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребенок затрудняется это сделать, ему можно помочь, а также обговорить варианты поведения, предлагая рассказать, как бы повели себя в этой ситуации другие животные.
        При проведении данной игры желательно избегать оценок поведения ребенка: основная цель – научить его более точно, более тонко понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.

«Вылеплялки»
Игра проводится перед большим зеркалом, установленным на подставке или прикрепленным к стене. В процессе игры ре6бенок учится распознавать чувства других по их мимике и так же передавать свои чувства. В первой части игры психолог предлагает ребенку изобразить, какое у него бывает лицо, когда он сердится, боится, радуется… Если ребенок затрудняется это сделать, психолог показывает ему образец, который ребенок должен скопировать. После закрепления за каждой мимической маской названия чувства можно переходить ко второй части игры. Ребенок садится перед зеркалом, психолог руками «лепит» на его лице мимическую маску. Ребенок должен угадать, какое чувство изображает психолог на его лице. Затем можно поменяться ролями – ребенок лепит, а психолог угадывает. В конце упражнения ребенку говорят: когда ему плохо, он может сам руками растянуть улыбку и посмотреть на себя в зеркало. Тогда настроение обязательно улучшится.

«Выключенный звук»
Для этой игры можно использовать большой макет телевизора с отверстием вместо экрана. Психолог предлагает детям (по очереди) сесть на стульчик, «в телевизоре» и рассказать историю, например, о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут психолог дает команду – ребенок замолкает и продолжает «рассказывать» историю невербальными средствами (у телевизора сломался звук). Психолог предлагает детям догадаться (понять), о чем рассказывает «телевизор». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Если его   поняли неправильно, необходимо повторить еще раз.
Затем можно сменить рассказчика. Если детям не удается усидеть на стульчике «в телевизоре», то им можно разрешить после «выключения звука» встать рядом с макетом.

«Бесилки»
Дети свободно располагаются по комнате. Начинает звучать ритмичная музыка, постепенно громкость увеличивается. Под музыку дети могут двигаться и кричать, как им хочется. Единственное условие – нельзя касаться других детей и предметов. Примерно через 3-5 минут музыка стихает –дети замирают. Затем звучание возобновляется – дети вновь начинают движение. Количество повторов и их продолжительность зависят от степени возбужденности детей и их готовности «выплеснуть» эмоции.

«Гусеница» (Е.В.Коротаева)
Цель: учить доверять друг другу.
В игре партнеров не видно, но слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с усилиями остальных участников.
«Сейчас мы с вами станем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи стоящего впереди. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до него строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы должны пройти по определенному маршруту».
Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы»

«Смена ритмов» (программа «Сообщество»)
Цель: Помочь включиться в общий ритм работы, снять мышечное напряжение.
Если вы хотите привлечь внимание детей, начните хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам считать: раз, два, три, четыре… Постепенно все хлопают все реже, считают все тише и медленнее.


«Зайки и слоники» (Е.К.Лютова, Г.Б.Монина)
Цель: Дать детям возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
« Я хочу вам предложить игру «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, стараясь стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся (дети показывают). Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (разбегаются по группе, прячутся и т.д.) А что делают зайки, если видят волка? (игра продолжается несколько минут.) А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра».
 
«Волшебный стул» (И.В.Шевцова)
Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
В игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и трон – он должен быть высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу и происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (в группе не более5-6 воспитанников). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем или королевой».  В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные…) Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о «короле или королеве».   

«В гостях у морского царя» (кинезотерапия)
Цель: Корректировать психоэмоциональное состояние детей, способствовать снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, создать радостное настроение средствами свободного движения и воображения.
Материал: коврики, магнитофон, аудиокассеты.
Педагог выясняет у детей, что они знают о подводном мире. Спрашивает, какие движения характерны для морских обитателей, сравнивает эти движения с движениями существ, живущих на суше. Предлагает изобразить движения какого-либо морского обитателя, обсудить недостатки и достоинства изображенного. Затем под разную музыку дети изображают обитателей моря. В ходе занятия педагог интересуется, что нового дети узнали на занятии. Хвалит их за достижения.



«Рисунок в парах по очереди»
Цель: учить преодолевать барьеры в общении, взаимодействовать с партнером, развивать чувство востребованности и творческие способности детей.
Материал: лист бумаги (формат А4), краски, карандаши.
Педагог уточняет представления детей о партнерстве, взаимовыручке, востребованности. Они должны привести конкретные примеры. После этого предлагает двум детям на одном листе по очереди что-нибудь нарисовать; при этом 2 минуты отводится на то, чтобы дети договорились, что будут рисовать. Затем через каждые две минуты (по сигналу педагога) они передают лист соседу (восемь раз). После выполнения задания рисунок надо раскрасить (5 минут). Затем каждая пара рассказывает о своем рисунке, а педагог спрашивает детей, трудно ли им было выполнять задания.

«Рисование вдвоем»
Цель: развивать умение понимать себя и других, снять психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения, учить совместной, продуктивной деятельности.
Материал: лист бумаги (формат А3), краски, карандаши.
Педагог рассказывает детям о предстоящем задании, о том, что от них требуется (соответственно задачам). Дети начинают выполнять задание, на это отводится 20-25 минут. После окончания работы организуется выставка работ и обсуждение нарисованного, чувств и действий во время рисования.


«Музыка – язык чувств»
Цель: помогать преодолевать барьер в общении, развивать умение лучше понимать себя и других, развивать активность и творчество, обогащать представления о разнообразии человеческих чувств, выраженных в музыке.
Материал: записи музыки.
Накоплению музыкальных представлений помогает слушание музыки. Детей необходимо подвести к целостному восприятию музыкального образа, а затем постепенно развивать у них умение разбираться в характере разных музыкальных произведений, чувствовать смену настроения внутри одного произведения, определять и называть средства музыкальной выразительности. На занятии рекомендуется выполнить следующие упражнения:
«Елочная гирлянда»
Дети встают друг за другом в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего.
На сильную долю первого такта ( «Полька» М.Глинки) поднимает правую руку сначала первый ребенок, затем второй и т.д.; при этом все дети должны «зажечь» огонек в глазах, «засиять», «осветить» лицо.
«Плакучая ива и спокойный тополь»
В зависимости от музыки дети самостоятельно выбирают один из двух заранее обговоренных образов.

    Можно прибегнуть и к другим упражнениям, цель которых – развивать коммуникативные навыки. Обычно упражнения эти делят на парные и групповые.
    Парные упражнения способствуют «расширению» открытости по отношению к партнеру – умению чувствовать и принимать его.
    Групповые – дают навыки взаимодействия в коллективе.

Парные упражнения

«Приветствие»
Дети, разбившись на пары (по ходу игры могут поменять нескольких партнеров), по команде педагога быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке), или носом к носу, или пяткой к пятке, или бедром о бедро, или спиной о спину, или ухом об ухо.

«Насос и надувная кукла»
Один ребенок, расслабленно лежа на полу, изображает надувную куклу, из которой выпущен воздух. Другой как бы с помощью насоса ритмично накачивает куклу воздухом: наклоняется вперед, произнося на выдохе звук с-с-с. Кукла постепенно «наполняется» воздухом – фигура распрямляется, выравнивается, затем снова «сдувается». После этого игроки меняются ролями.

«Танцы противоположности»
Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой – грустно вальсируя. Через 1-2 минуты игроки меняются ролями.

«Упражнение на доверие»
В каждой паре один участник играет роль компаса, другой – туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.

«Ладонь в ладонь»
Пары, прижав ладони, друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.

«Сиамские близнецы»
Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Педагог обматывает партнеров бинтом: правую руку одного с левой рукой другого (аналогичным образом можно забинтовать и ноги). Задание: пройтись по комнате, или станцевать, или что-то нарисовать. Для оживления упражнения одному из партнеров можно завязать глаза.

«Мост дружбы»
По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик – соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор,  пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.

Групповые упражнения

«Давай поздороваемся»
Играющие по сигналу ведущего хаотично двигаются по комнате, здороваясь со всеми, кого встречают на пути. Один хлопок ведущего означает: следует поздороваться за руку, два – плечами, три – спинами.

«Бездомный заяц»
Игроки, образовав круг, выбирают охотника и бездомного зайца. Остальные – зайцы – входят в домики-обручи, выложенные по кругу. По команде педагога «Раз, два, три! Зайца лови!» охотник отправляется на поиски. «Заяц» может спрятаться в любом обруче, но тогда роль бездомного зайца переходит к хозяину домика. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.

«Птенцы»
Играющие, образовав круг, выбрав «птицу-маму», «птицу-папу», предлагают им выйти из комнаты. Затем выбирают пятерых птенцов. В ожидании родителей птенцы опускают голову на руки. Услышав, что родители пошли по приглашению ведущего в комнату, один из птенцов, не поднимая головы, начинает пищать. Задача родителей – определить: кто это? Игра продолжается до тех пор, пока не опознаны все птенцы. При повторе игры роли птенцов можно заменить на роли котят, щенят и т. д.

«Танец пяти движений»
По предложению педагога дети изображают последовательно:
·        течение воды – плавные, мягкие движения;
·        переход через чащу – резкие, сильные, четкие движения;
·        сломанную куклу – потряхивающие, назаконченные движения;
·        полет бабочек – изящные, нежные движения;
·        покой – стояние без движения, слушание своего тела.
На каждое упражнение отводится одна минута.

«Пчелки»
Изображая пчелок, дети, «летая», громко жужжат. По сигналу ведущего «Ночь!» -  пчелки, присев, замирают; по сигналу «День!» -  просыпаются и снова «летают», громко жужжа.

«Дракончик»
Дети стоят друг за другом, крепко держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Основная задача – изловить хвост дракона. Если дракон не поймает свой хвост за определенное время, «голову» заменяет другой ребенок.

«Паровозик»
Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый, паровозик, начинает движение и тащит за собой вперед вагончики извилистым путем.
По команде педагога поезд останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика. И так до тех пор, пока все участники не исполнят роль паровозика.
       Примечание: анализируя по окончании ход упражнения, педагог задает вопросы каждому участнику, например: «Какую роль тебе было интересно выполнять? Почему? Кто из ведущих вызывал у тебя доверие? С кем чувствовал себя в безопасности? Кто из паровозиков шел слишком быстро? Кто старался подобрать темп движения, удобный для всего состава? Кто останавливался, чтобы подождать отставших?».

«Зеркало»
Одна часть игроков образует круг – это невозмутимые зеркала, отражающие того, кто в них смотрится. Другая группа по одному, смотрясь в каждое зеркало, обходит круг. Если зеркало не выдерживает, смущается, начинает смеяться, игроки меняются ролями. Причину, по которой вдруг возникает необходимость посмотреть в зеркало, объясняет педагог, например: «Утром, проснувшись, ты пошел в ванную комнату умываться: чистишь зубы, причесываешься. В лаз попала соринка. Посмотри внимательно в зеркало, слегка оттянув нижнее веко», « У тебя болит горло, и ты, смотря в зеркало, пытаешься понять, воспалено ли оно», «Представь, что у тебя хорошее настроение и ты, стоя у зеркала, просто гримасничаешь, или любуешься собой».

«Скала»
Игроки, сидя (или лежа) на полу, принимают различные позы, держась друг за друга (как бы за скалу). По команде ведущего : «Скала готова? Замри!» - один из игроков – альпинист проходит осторожно перед скалой – вдоль обрыва (обозначен на полу условной линией). У альпиниста, шагающего по выступу, есть возможность держаться за скалу. В роли альпиниста должны выступить все дети.

«Комплимент»
Дети, сидя на полу, образуют круг. Задача игроков – сказать соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…». Цель упражнения: помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принимают партнеры по игре.

«Путаница»
Дети, стоя, взявшись за руки, образуют круг. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, игроки «запутывают» круг, который водящий должен «распутать».

«Принц на цыпочках»
Дети, сидя, образуют круг. Принц (или принцесса), неслышно шагая, на цыпочках подходит к одному из игроков, легко дотрагивается до кончика его носа и направляется к следующему. Те, до кого дотронулись, следуют за принцем или принцессой также бесшумно и с достоинством – ведь теперь они составляют свиту. Потом принц или принцесса оборачивается к свите со словами: «Благодарю вас, господа!». Игроки возвращаются на свои места.

«Совместный рисунок»
По заданию педагога дети совместно на листе ватмана рисуют карандашами или мелками рыцарский замок, или море, или поляну, усыпанную цветами. Если группа сплоченная, можно предложить рисование красками, но не кисточками. А пальцами. Для каждого пальца правой и левой руки подбирается определенный цвет.

«Фотография»
Педагог показывает детям фотографию, на которой изображен человек с определенным настроением. Один из участников воспроизводит заданную ему фразу той интонацией (мимикой, жестами), что соответствует фотографии. Дети оценивают правильность выполнения задания.

«Имя»
Игроки, сидя, образуют большой круг. Первый участник произносит свое имя и делает какое-то движение руками, ногами или телом. Вся группа хором повторяет его имя и сделанное им движение. Затем ход игры передается соседу справа или слева.

«Добрые волшебники»
Дети, сидя, образовав круг, слушают рассказ педагога: «В одной стране жил злой волшебник. Он мог заколдовать любого ребенка грубым словом. И тогда ребенок этот переставал смеяться, внезапно преображаясь в недоброго, злого человека. Расколдовать несчастного мог только добрый волшебник добрым, ласковым обращением, добрым, ласковым словом. Посмотрим, есть ли у нас в группе заколдованные?».

«Волшебные очки»
Игру-упражнение начинает педагог. Обращаясь к детям, он сообщает: «В этой коробке хранится некий сюрприз. Какой? Сейчас узнаете…(Вынимает очки.) Очки эти волшебные. Тот, кто их надевает, видит в окружающих людях только хорошее. И даже те положительные качества характера, которые они порой скрывают от всех. (Надевает очки.) Ой, какие вы все красивые, веселые. Искренне смотрите на меня… (Подходит к каждому ребенку и называет какое-либо его достоинство: хорошо рисует, конструирует, лепит, поет…) Но вы, конечно. Тоже хотите примерить эти очки? Пожалуйста. Для этого вам нужно только одно: внимательно рассмотреть своего соседа». Если кто-то при выполнении упражнения затрудняется, педагог приходит на помощь.

«Чаша доброты»
Игру-упражнение ведет психолог. Обращаясь к детям, он предлагает: «Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте, что перед вами на столе любимая чашка… Мысленно наполните ее до краев своей добротой. А теперь представьте, что рядом стоит чужая чашка, но пока пустая. Отлейте доброты в эту чашку из своей. Не жалейте! О, ваша чашка опустела! Добавьте вновь доброты. Все дело в том, что, будучи добрым человеком, вы можете делиться этим качеством, и ваша чашка всегда будет полной. Вот поэтому откройте глаза и спокойно, уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!».


Игры на расслабление

Следующие три игры приведены в книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать». Они помогут создать атмосферу доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом.

«Водопад»
Цель: Помочь расслабиться.
«Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение и она тоже становится мягкой и расслабленной.
Свет течет по вашей груди, по животу – вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, ладоням, пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно и с каждым вдохом и выдохом все больше расслабляетесь и наполняетесь свежими силами (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».
После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

«Танцующие руки»
Цель: Дать детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по два мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу, так чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза и, когда начнется музыка, обеими руками  рисуйте по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы сможете посмотреть, что получилось» (2 -3 минуты).
Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»
Цель: Развивать доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение.
«Разбейтесь на пары. Одному из вас глаза завяжут – он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и  сможет водить «слепого». Возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1 – 2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попроситься взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1 – 2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.