Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии.

«Крик»
Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат, кроме одной: высвободить то, что ребенок подавил в себе.
Наберите в грудь воздух, прикройте лицо подушкой и закричать. Повторить крик несколько раз, пока не наступит ощущение опустошения.

 «Стряхни»
 Порой мы носим в себе большие или маленькие тяжести, которые отнимают у нас много сил. Выполнение этого упражнения поможет избавиться от негативного, мешающего и неприятного. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти, плечи. При этом представляйте, как всё неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самом себе – слетают с вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бёдер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если вы будете издавать при этом какие-нибудь звуки… Теперь отряхните лицо и прислушайтесь, как смешно меняется ваш голос, когда трясется рот. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь всё бодрее, будто заново родились.

 «Прощай, напряжение»
Возьмите газетный лист бумаги: скомкайте его и вложите всё свое напряжение и закиньте подальше; слепите из газеты свое настроение; скомкать как можно меньше; разорвите его на мелкие-мелкие кусочки и выбросите в урну.

«Я хвалю себя за то, что…»
Во время этого упражнения у вас появится возможность повысить свою самооценку. Похвалите себя за что хотите. Необходимо продолжить фразу «Я хвалю себя за то, что…»
«Очищающее дыхание»
Сядьте, выпрямившись на стул. Положите ладони на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Посмотрите мысленно в центр своей груди. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох… Когда вы выдыхаете представьте себе, что ваш выдох долетает до двери комнаты. А когда вы вдыхаете, не напрягайтесь, пусть воздух просто снова войдёт в  тело… Можно придать своему дыханию какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представить себе, что выдыхаете беспокойство, страх, напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать приятный цвет, например голубой. И представить, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность и легкость.

«Рисуем чувства»
Чтобы ребенку успокоиться, возьмите бумагу и нарисуйте, каким ребенок видит себя в данный момент и что ощущает. Подберите цвета, подходящие чувству. Вы можете царапать, можете рисовать линии, круги, узоры или целую картинку (можете даже «покалякать», как совсем маленькие дети), в общем, все, что вам хочется.  

1.    Комкать и рвать бумагу.
2.    Бить подушку или боксёрскую грушу.
3.    Топать ногами.
4.    Громко кричать, используя «стаканчик» для крика.
5.    Пинать ногой подушку.
6.    Написать все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить эту бумагу.
7.    Втирать пластилин в картонку или бумагу.

Реагирование на гнев через движение.
Попросить детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях тела они наиболее сильные. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть совершают движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства, которые они испытывают. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
Обсудите с детьми: легко ли было выполнять упражнения; в чём они испытывали затруднения; что они чувствовали во время выполнения упражнений; изменилось ли их состояние после выполнения упражнений.

Письма гнева.
Попросите ребёнка подумать о том человек, который вызывает у них гнев (или о ситуациях) Попросите описать ситуацию. Важно чтобы ребёнок полностью выразил свою агрессию, то, что он переживает. После этого спросите его, что ему хочется сделать с ним: разорвать, скомкать, выбросить, привязать к ниточке воздушного шара и т.д.  Важно не предлагать варианты, а услышать его желание.   Обсудить с ребёнком это упражнение.

ЗАЙЧИКИ – дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Представь себя веселым зай​чиком в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики сту​чат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!
Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаб​лен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже мед​леннее, чтобы уловить все ощущения».

РУБКА ДРОВ - Помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры. Скажите следующее: «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно дер​жать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свобод​ного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»

 БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ - Дать детям возможность вернуть бодрость и активность
после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плот​ный мячик, несколько бумажных мячиков.
По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на другую сторону. "Приготовились! Внимание! Начали!"
Стремиться как можно быстрее забросить мячи на другую сторону. Услышав команду "Стоп!", прекра​тить бросаться мячами. Бумажные мячики можно будет использовать еще неод​нократно.

МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ - Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.
Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку ты будешь делать руками вот такое движение ( ведущий приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произно​сить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хло​пать, вы будете пугать громко.
Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем ведущий хлопает в ладоши: «Молод​ец! Пошутили — и достаточно. Давай снова станем ребенком!»

 КОТИК - снятие эмоционального, мышечного напряжения.
Ребенок находится на ковре. Под спокойную музыку придумывают сказку про котика, который:
·​ Нежится на солнышке (лежит на ковре);
·​ Потягивается;
·​ Умывается;
·​ Царапает лапками с коготками коврик и т.д.

 СЕРЕБРЯННОЕ КОПЫТЦЕ - игра способствует снятию излишнего мышечного напряжения.
Представь себе, что ты - красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебренное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебренные монеты. Они волшебные, невидимые с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящую от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься.

 МАСКИ. Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев. Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать. Примечание. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь

СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.
Для работы с агрессивными детьми могут с успехом пользоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.