Младший дошкольный
возраст (от 3 до 5 лет) – период интенсивного развития и преобразования
психических процессов. Внимание, мышление, восприятие, сформированные в раннем
возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными. Впереди появление
произвольности, способности регулировать процессы. Всё это будет к моменту
поступления в школу. А сейчас все психические процессы, в том числе и память,
носят непроизвольный характер. Важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка
включать процесс запоминания специально (первые проявления произвольности),
стимулировать воспоминания. Для развития памяти у младшего дошкольника
существуют очень много игр, применяя которые можно сформировать процесс
запоминания, хранения и воспроизведения информации.
1. Игра "День и ночь":
На столе выставляют
5-6 игрушек. Названия этих игрушек проговариваются с ребенком. Взрослый
говорит: "ночь". Ребенок закрывает глаза, в это время прячется одна
игрушка. На слово взрослого "день" ребенок открывает глаза и
угадывает, какую игрушку спрятали. Так повторяется несколько раз. Вместо
игрушек можно взять яркие картинки из лото.
2. Игра "Повтори":
Взрослый называет
несколько слов, (для начала не более трех) ребенок их запоминает, а потом
повторяет.
3. Игра "Отгадай, кто идет в гости!"
Нужны картинки с
изображением животных, например: кошка, собака, корова, свинья.
Задача: узнать по
звукоподражанию, кто пришел в гости.
4. Игра "Цветные фоны":
Подобрать к данному
цветному фону картинку того же цвета. Например, к красному квадрату можно
подобрать красное платье, красный цветок и т.д. Сначала берутся для игры
основные, наиболее различимые цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый,
черный, а затем коричневый и оттенки цветов.
5. Игра "Цветок и бабочка":
Картинки с
изображением цветов и разноцветные бабочки.
Задача: подобрать к
цветку бабочку аналогичного цвета. Например, к желтому цветку подобрать желтую
бабочку и т.д.
6. Игра "Положи цветок на место":
Кружки красного,
синего, белого, желтого цвета и изображения цветов такого же цвета.
Задача: Подобрать к
каждому кружку цветок того же цвета.
При правильном
выполнении этого задания задачу можно усложнить и добавить кружки оранжевого,
голубого и розового цветов и соответственно такие же цветы.
7. Игра "Цветные подносы":
Подносы (полоски
желтого, красного, зеленого цвета), картинки овощей и фруктов того же цвета.
Задача: Разложить
овощи и фрукты по подносам того же цвета. На зеленый поднос можно положить
огурец, капусту, горох, виноград. На желтый - лимон, яблоко, грушу, тыкву. На
красный - яблоко, вишню, свеклу, редиску, помидор. Выигрывает тот, кто
первый подберет овощи и фрукты нужного цвета и положит на свой поднос.
8. Игра "Зеркало":
Эй, ребята, не
зевать!
Что нам мамочка
покажет
Будем дружно
повторять
Задача: воспроизвести
движения взрослого
9. Любой вариант лото.
Игры и
упражнения для развития внимания и памяти у детей 3-4 лет.
Чтобы привлечь внимание малыша в
этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не
столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная
вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы
оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.
Рассматривание картинок.
Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно
купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть
малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки
у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются
в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка
найти и показать вам бабочку.
Было - стало.
Это самое начало игры, которая помогает развивать
внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4
лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и
запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны,
чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!
Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь
они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его
рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы
убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять
предметы местами.
Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с
задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы
(например, две машинки – разного цвета).
Развиваем слух.
Для начала используем музыкальные игрушки – барабаны,
свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по
барабану или подудите в дудочку – ребенок должен угадать, что звучит. Позже
можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон
ложечки в стакане и так далее.
Что на что похоже?
Для этого упражнения нужны предметы разных групп,
например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему
одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить
предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.
Эту игру можно развивать и усложнять почти до
бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят
любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка
рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я
хотел бы ими поиграть».
Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить
поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время
приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны.
Главное, помните: малыш не может долго концентрировать
внимание!
Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему
переключиться и поиграть.
Спустя минут 40 можете снова предложить ему
упражнение.