Упражнения на внимание и память 3-4 лет.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) – период интенсивного развития и преобразования психических процессов. Внимание, мышление, восприятие, сформированные в раннем возрасте, становятся более осознанными, целенаправленными. Впереди появление произвольности, способности регулировать процессы. Всё это будет к моменту поступления в школу. А сейчас все психические процессы, в том числе и память, носят непроизвольный характер. Важно в возрасте 3-4 лет научить ребёнка включать процесс запоминания специально (первые проявления произвольности), стимулировать воспоминания. Для развития памяти у младшего дошкольника существуют очень много игр, применяя которые можно сформировать процесс запоминания, хранения и воспроизведения информации.

1. Игра "День и ночь":
На столе выставляют 5-6 игрушек. Названия этих игрушек проговариваются с ребенком. Взрослый говорит: "ночь". Ребенок закрывает глаза, в это время прячется одна игрушка. На слово взрослого "день" ребенок открывает глаза и угадывает, какую игрушку спрятали. Так повторяется несколько раз. Вместо игрушек можно взять яркие картинки из лото.
2. Игра "Повтори":
Взрослый называет несколько слов, (для начала не более трех) ребенок их запоминает, а потом повторяет.
3. Игра "Отгадай, кто идет в гости!"
Нужны картинки с изображением животных, например: кошка, собака, корова, свинья.
Задача: узнать по звукоподражанию, кто пришел в гости.
4. Игра "Цветные фоны":
Подобрать к данному цветному фону картинку того же цвета. Например, к красному квадрату можно подобрать красное платье, красный цветок и т.д. Сначала берутся для игры основные, наиболее различимые цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, а затем коричневый и оттенки цветов.
5. Игра "Цветок и бабочка":
Картинки с изображением цветов и разноцветные бабочки.
Задача: подобрать к цветку бабочку аналогичного цвета. Например, к желтому цветку подобрать желтую бабочку и т.д.
6. Игра "Положи цветок на место":
Кружки красного, синего, белого, желтого цвета и изображения цветов такого же цвета.
Задача: Подобрать к каждому кружку цветок того же цвета.
При правильном выполнении этого задания задачу можно усложнить и добавить кружки оранжевого, голубого и розового цветов и соответственно такие же цветы.
7. Игра "Цветные подносы":
Подносы (полоски желтого, красного, зеленого цвета), картинки овощей и фруктов того же цвета.
Задача: Разложить овощи и фрукты по подносам того же цвета. На зеленый поднос можно положить огурец, капусту, горох, виноград. На желтый - лимон, яблоко, грушу, тыкву. На красный - яблоко, вишню, свеклу, редиску, помидор. Выигрывает тот, кто  первый подберет овощи и фрукты нужного цвета и положит на свой поднос.
8. Игра "Зеркало":
Эй, ребята, не зевать!
Что нам мамочка покажет
Будем дружно повторять
Задача: воспроизвести движения взрослого
9. Любой вариант лото.

Игры и упражнения для развития внимания и памяти у детей  3-4 лет.
Чтобы привлечь внимание малыша в этом возрасте нужно несколько раз повторить призыв. При этом значение имеют не столько слова, которые вы скажете, а ваш эмоциональный настрой, собственная вовлеченность. Лучше присесть на корточки или поднять ребенка, чтобы вы оказались на одном уровне и указывать на интересующий предмет рукой.
Рассматривание картинок.
Лучше всего подходят яркие рисунки для детей. Можно купить специальные издания, а можно выбрать просто понравившуюся книжку. Пусть малыш показывает вам отдельные элементы картинки. Например, ушки, глазки, лапки у животных. Хорошо, если на картинке есть элементы, которые не сразу бросаются в глаза. Например, бабочка на цветке не в центре композиции. Попросите ребенка найти и показать вам бабочку.

Было - стало.
Это самое начало игры, которая помогает развивать внимание и память на протяжении долгого времени. Но для малышей в возрасте 3-4 лет нужно тщательно подготовить предметы, которые он будет рассматривать и запоминать. Они должны быть интересны для ребенка, но не настолько интересны, чтобы он стремился только к одному – завладеть ими немедленно!
Выкладываете три предмета и показываете малышу (путь они будут очень различны, например, фрукт, кукла и ботинок). Просите его рассмотреть предложенное как следует. Потом ребенок отворачивается, а вы убираете один предмет и просите его определить, что изменилось. Можно поменять предметы местами.
Когда вы заметите, что малыш с легкостью справляется с задачей – увеличивайте количество предметов, добавляйте «похожие» предметы (например, две машинки – разного цвета).

Развиваем слух.
Для начала используем музыкальные игрушки – барабаны, свистки, пищалки и так далее. Пусть малыш отвернется, а вы постучите по барабану или подудите в дудочку – ребенок должен угадать, что звучит. Позже можно добавлять другие, менее очевидные звуки: шелест книжных страниц, звон ложечки в стакане и так далее.

Что на что похоже?
Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем.
Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть».
Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны.

Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание!
Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему переключиться и поиграть.

Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.