Рекомендации для родителей «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации».


Экзаменационный стресс.
Экзамен - это, безусловно, напряжение.
 Родители должны помнить об этом.
 Фактор тревожности в предэкзаменационный период со слов самих учащихся  выражается :
- в чувстве изоляции и разобщенности , о чем не могут рассказать ни родителям, ни учителям;
- в паническом беспокойстве, которое не в силах преодолеть;
- в состоянии неуверенности в своих силах, нередко выражаемое жалобой на то, что нет ''своих мыслей в голове'';
- в ощущении, что ничего не смогут успеть в оставшееся до экзаменов время.

Настрой перед экзаменом
Перед экзаменом ваш ребёнок должен:
           Быть готовым к экзамену
  Тщательно изучить материал
Не бояться  приближения экзамена:
Рассматривать экзамен как возможность показать обширность своих знаний и получить вознаграждение за проделанную им работу
            Хорошо выспаться в ночь перед экзаменом
            Отвести себе время с запасом, особенно для дел, которые надо выполнить перед экзаменом, и придти на экзамен незадолго до начала
            Расслабиться перед экзаменом
            Не стараться повторить весь материал в последнюю минуту
            Не ходить на экзамен с пустым желудком
            Взять конфету или что-нибудь другое чтобы отвлечься от волнения.
В этом должны помочь вы – родители.

Рекомендации во время  экзамена.
Предлагаем следующие рекомендации вашим детям во время экзамена.
Во время экзамена необходимо:
·  Внимательно прочитать задание
·  Распределить время на выполнение  задания
·  Сесть удобно
·  Если подросток не знаете ответа, пускай пропустит этот вопрос и приступит к следующему
·  Если ваш ребёнок проходит тест-эссе и не может ответить на весь тест, то пусть выберет вопрос на который знает ответ и начинает писать. Это может дать толчок к формированию ответа.

Простые советы
          Не тревожьтесь об оценке, которую подросток получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена.
          Не повышайте тревожность подростка на кануне экзаменов
          Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
          Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.
          Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения  ошибок. Говорите чаще детям:
Ты у меня все сможешь
Я уверена , ты справишься с экзаменами
Я тобой горжусь
Чтобы не случилось ты для меня самый лучший

Накануне экзамена лучше прекратить занятия в середине дня. Своевременно лечь спать и хорошо выспаться, чтобы прийти на экзамен с ясной головой и хорошей памятью.
Утром рекомендуется сделать все обычные гигиенические процедуры, потом остаток времени до начала экзамена погулять на свежем воздухе и коротко повторить учебный материал. Все это создаст необходимое рабочее настроение.
На экзамен нужно прийти точно в назначенное время, не надо приходить заранее, потому что ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен. После сдачи одного экзамена не следует сразу же начинать подготовку к следующему. Остаток экзаменационного дня — время для разрядки, для снятия напряжения, обновления сниженной трудоспособности.
Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 20–25 минут в день. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).Понятно, что абсолютно всё запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбрать наиболее существенное. Следует решать больше задач и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить.
    Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает. Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, плохо запоминается.
Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно.

Как избавиться от стресса перед экзаменом?
Родители должны научиться сами и научить ребёнка умению расслабляться
Как избавиться от стресса перед контрольной работой.

  1. Глубоко вдохни и выдохни.
  2.  Подросток должен сказать себе: «Я постараюсь сделать это как можно лучше».
  3. Если школьник чувствует, что волнуется во время контрольной или     начинает      запугивать себя, необходимо еще раз глубоко вдохнуть и выдохнуть напряжение. 
Упражнения для снятия стресса.
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего.
1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
 2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
 3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
 4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
5. Покричать то громко, то тихо
6. Вдохнуть глубже до 10 раз
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
 1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
 2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и исчезает напряжение.
Упражнения, которые помогают избавиться от волнений.
 • Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
 • Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. 

Удачи!