Методика позволяет выявить степень
склонностей учащегося к каждому из шести предложенных видов деятельности:
1.
Работа по обслуживанию, взаимодействию и общению с людьми – работа, связанная с
обслуживанием клиентов, обучением, воспитанием, оказанием помощи. Главным
содержанием является взаимодействие с другими людьми. Возможные сферы
деятельности: обучение, лечение, обслуживание, консультирование и другие,
требующие постоянного контакта и общения с людьми, способности к убеждению.
2.
Работа умственного характера – различные виды работ, связанные с изучением,
исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний, требующие
абстрактного ума, способностей к анализу и систематизации информации, с
расчетами, вычислениями.
3. Практическое изготовление и производство
чего-либо, ремонт и обслуживание технических систем - работа, требующая практического склада ума,
хорошо развитых двигательных навыков. Профессии типа: станочники, механики,
слесаря, наладчики, строительные профессии, электрики.
4.
Эстетические виды деятельности (область искусства и дизайн) – работа,
направленная на создание произведений искусства и эстетической среды обитания
человека. Целью труда является достижение красоты, гармонии, эстетики в
окружающем человека мире, воздействие на человека посредством искусства для его
совершенствования, сохранение культурного наследия человечества.
5.
Подвижные виды деятельности, спорт, повышенный риск – работы, при выполнении
которых предполагается либо физическая активность и нагрузки, либо постоянное
перемещение работника. Возможные профессии: все спортивные профессии,
большинство военных профессий, профессии моряков, летчиков, каскадеров, охранников.
6.
Экономические виды – работа в области экономики, непосредственно связанная с
вопросами ценообразования товаров и услуг, определением стоимости различных
видов работ. Возможные профессии: бухгалтера и экономисты, дилеры.
Анкетирование проводится групповым методом.
Испытуемым предлагается оценить степень значимости или предпочтения различных
аспектов профессиональной деятельности, которые наиболее характерных для
предложенных шести групп.
Обработка
результатов
Подсчитывалось количества баллов (в
соответствии с ключом ответов) по каждому виду деятельности. Виды деятельности,
получившее максимальное количество плюсов, указывают область деятельности, к
которой у учащегося имеются
наиболее выраженные склонности.
Инструкция:
«Вам предлагаются 30 вопросов, посвященных отношению к различным видам
деятельности. Каждый вопрос имеет два возможных ответа. Необходимо указать,
какому из них Вы отдаете предпочтение. Для этого надо в бланк ответов поставить
соответствующий балл рядом с вариантом «а» и вариантом «б».
Предпочтение может быть категоричным, тогда Вы
используете оценки «3» и «0», либо предпочтение будет более мягким, тогда Вы
проставляете оценки «2» и «1» рядом с соответствующим вариантом ответа. Можно
использовать только целые числа».
Вопросы:
1. Люди считают, что для них
важнее: а) иметь возможность много учиться, б) иметь возможность улучшать свое
благосостояние.
2. При чтении книг Вы
отдаете предпочтение: а) хорошему литературному языку, б) интересному сюжету и
ярким характерам героев.
3. Какое вознаграждение Вас
больше порадует: а) за научное изобретение, б) за общественную деятельность.
4. Если бы Вам предложили
выбрать из двух вариантов, то чтобы Вы предпочли: а) стать директором крупного
торгового центра, б) стать главным инженером крупного предприятия.
5. Что, на Ваш взгляд,
следует больше ценить у артистов: а) то, что они несут людям красоту и
эстетику, б) то, что они выполняют общественно-полезную работу.
6. Какая, на Ваш взгляд,
область деятельности человека в будущем будет иметь главное значение: а) естествознание
и техника, б) физическая культура.
7. Если бы Вы стали
директором школы, то на что бы Вы обратили большее внимание: а) создание
условий труда и отдыха учителей, б) сплоченного коллектива единомышленников.
8. Представьте, что Вы на
выставке. Что вас больше привлечет в экспонатах: а) оформление, внешний вид, б)
внутреннее устройство, принцип действия.
9. Какие черты в человеке
вас больше привлекают: а) мужество, смелость, выносливость, б) дружелюбие,
чуткость, отсутствие корысти.
10. В свободное время Вы бы
предпочли: а) занятия литературой, искусством, б) занятия физикой, математикой.
11. Вам предоставляется
возможность выехать за рубеж. В каком качестве Вы предпочитаете поехать: а) как
известный спортсмен, каскадер, б) специалист по внешнеторговым соглашениям.
12. Какая статья в газете
скорее привлечет Ваше внимание: а) статья о каком-то новом практическом
изобретении, б) статья об открытии новой научной теории.
13. Вы смотрите праздничный
парад. Что Вас больше привлекает: а) слаженность ходьбы, четкость и красота
движений участников, б) внешнее оформление и костюмы.
14. Если у Вас появляется
свободное время, то Вы скорее всего потратите: а) на какое-то практическое
занятие (что-то сконструировать, смастерить), б) на общественную работу (что-то
организовать, в чем-то поучаствовать).
15. Из двух выставок Ваше
внимание больше привлечет: а) выставка новых товаров легкой и пищевой
промышленности, б) выставка новинок научной аппаратуры.
16. Если выбирать только из
двух вариантов, то что бы Вы предпочли: а) техническое творчество, б)
художественную самодеятельность.
17. Как Вы считаете, на что
следовало бы в школе обратить большее внимание: а) на развитие общей культуры
учащихся, б) на укрепление здоровья.
18. Какой из двух журналов
Вы скорее прочитаете: а) научно-популярный,
б)
литературно-художественный.
18. Какую из двух видов
работ на свежем воздухе Вы предпочитаете: а) работу по ремонту и обслуживанию
техники, б) работу, связанную с ходьбой.
20. Какая, на Ваш взгляд,
задача школы важнее: а) подготовить учащихся к практической профессиональной
деятельности, б) подготовить к работе с людьми, умению уживаться в коллективе
21. Какая
область естественных дисциплин вам больше интересна:
а)
радиотехника, ракетостроение, б) компьютерные языки, математика.
22. Что, на
Ваш взгляд, для человека важнее: а) создать уютный быт,
б) иметь
возможность знакомиться с сокровищами искусства.
23. Для
благополучия общества необходимы: а) правосудие,
б)
высокоразвитая техника.
24. Из двух
предложенных тем, предложенных для пересказа, надо выбрать одну: а) о
достижениях спорта, б) о достижениях в области экономики.
25. Что, на Ваш взгляд,
принесет обществу больше пользы: а) конкретная забота о повышении
благосостояния отдельных граждан, б) развитие исследований в области изучения
человека.
26. Служба быта оказывает
людям различные услуги. Считаете ли Вы необходимым: а) впредь развивать эту
отрасль оказания бытовых услуг, б) лучше производить больше бытовой техники для
дома.
27. Вам необходимо посетить
одну лекцию. Какую Вы выберете: а) о великих гуманистах прошлого и современных
общественных деятелях, б) об известных ученых.
28. Какая научная работа для
Вас предпочтительна: а) в библиотеке с литературой, б) в научной экспедиции.
29. Что быстрее привлечет
Ваше внимание в газете: а) сообщение о выгодной лотерее или конкурсе, б)
сообщение об открытии необычной художественной выставки.
30. Если бы Вам пришлось
выбирать только из двух вариантов, то что бы Вы предпочли: а) работу, в области
физической культуры и спорта или другую, связанную с движением и активностью,
б) работу научно-конструкторскую, исследовательскую.
Обработка результатов: подсчитывается сумма
баллов по 6 видам деятельности в соответствии с ключом:
1. Работа с людьми,
взаимодействие и обслуживание – 3б, 5б, 7б, 9б, 14б, 17а, 20б, 23а, 25а, 27а.
2. Работа умственного характера – 1а, 3а, 6а,
10б, 12б, 15б, 18а, 21б, 25б, 28а.
3. Практическое
производство, изготовление – 4б, 8б, 12а, 14а, 16а, 19а, 21а, 23б, 26б, 30б
(для мальчиков, направленностью на эту деятельность считается 19 баллов и
выше).
4. Работа эстетического
характера – 2а, 5а, 8а, 10а, 13б, 16б, 18б, 22б, 27б, 29б (для девочек,
направленностью на эту деятельность считается 19 баллов и выше).
5. Работа подвижного
характера, спорт, профессии, связанные с повышенным риском – 2б, 6б, 9а, 11а,
13а, 17б, 19б, 24а, 28б, 30а.
6. Работа экономического
характера, повышенные требования к уровню материальной обеспеченности – 1б, 4а,
7а, 11б, 15а, 20а, 22а, 24б, 26а, 29а.
Виды деятельности, получившие максимальные баллы считаются
наиболее предпочитаемыми.