Тренинг для старшеклассников: «Толерантность. Учимся понимать и уважать других».



Французский философ-просветитель XVIII в. Ф.Вольтер сказал: «Ваши идеи мне глубоко противны, но я отдам жизнь за право их произносить!»
Немаловажно терпимо, с пониманием, толерантно относиться к взглядам, убеждений, мнений, традиций других людей.
Но с развитием общества к людям пришло понимание, что все люди - соседи, что Земля не является слишком большой и она - наш общий дом, который нужно беречь. А для того, чтобы объединить усилия, надо находить общий язык в безбрежном море различных культур, мнений, идей, принадлежащих людям разных стран на планете, на помощь должен прийти «спасательный круг» толерантности.
Сейчас толерантность - яркий показатель степени демократичности каждого отдельного государства и одно из условий его развития.
Толерантность людей является важнейшим условием согласия и в классном коллективе. Для того чтобы преуспеть в жизни, не тратить силы на конфликты, «бытовые войны», целесообразно сформировать в себе толерантность как черту характера, особенно в подростковом возрасте.
Подростковый возраст - это период значительных изменений в становлении личности. Одним из важнейших моментов в личности подростка в это время - это тяга к самоутверждению, желание быть признанным окружающими.
Конфликты с родителями, способы самовыражения подростков, часто непонятные и даже шокируют взрослых, а также рост количества негативных поступков в этом возрасте в значительной мере спровоцированы тем, что большинство юношей и девушек еще не владеют способами продуктивного, эффективного общения со взрослыми и сверстниками.
Мы живем среди людей и должны дружелюбно относиться друг к другу.
Надо научиться учитывать мнения и поступки других, уметь понять человека и простить его, быть дружелюбными; не делать другим того, чего бы ты не хотел для себя.
А для этого необходимо искоренить из своих сердец превосходство, безразличие, предвзятость. И тогда всех нас - истинных, добрых, сердечных - все будут любить и уважать. И мир станет лучше!

 

Ход проведения тренинга для старшеклассников

Цель тренинга:
- познакомить участников с типами, видами общения;
- понятием толерантность;
- дать знания о технике эффективного общения;
- способствовать формированию ценностных установок на толерантное общение;
- развивать адекватную самооценку, умение работать в группах;
- воспитывать наблюдательность, активность, внимательность к другим людям.
Оборудование: карточки с правилами группы и плакат, карточки с заданиями, плакат «Признаки толерантного человека», маркеры, шарики, лента, плакат «Ожидание», «Дерево итогов».

План проведения тренингового занятия
1. Вступительное слово.
2. Упражнение «Знакомство».
3. Упражнение «Правила».
4. Упражнение «Ожидание».
5. Информационное сообщение «Толерантный человек».
6. Упражнение «Ассоциативный ряд».
7. Упражнение «Согласие, несогласие, оценка».
8. Упражнение «Я-сообщения».
9. Упражнение «Проект».
10. Упражнение «Взгляд в будущее».
11. Вручение «Мешочки советов».
12. Упражнение «Дерево итогов».
13. Заключительное слово.
I. Вступительное слово.
На сегодняшнем занятии мы рассмотрим следующие вопросы:
- Толерантность и ее проявления:
- Навыки без оценочного общения:
- Прием «Я-сообщения».
Существует выражение: «Сначала подумай, а потом скажи». На самом деле практически всем придерживаться этого совета очень сложно. Но если мы все-таки будем думать о том, что и как мы говорим, анализировать свои мысли и слова, мы научимся общаться  эффективно, и толерантно, и просто приятно. Этому можно и нужно научиться!
Мы познакомимся с типами и видами общения, будем учиться техникам активного общения и практически их отрабатывать.
II. Упражнение «Знакомство».
Цель: подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу, способствовать сплоченности группы.
Для того, чтобы лучше сплотиться для работы, и чтобы больше и лучше познакомиться проведем упражнение «Знакомство». Для этого рассчитайтесь на «первый-второй» - так вы образуете пары и у каждой из пар есть задача: в течение следующих 3 мин предлагаю вам взять друг у друга «интервью». Чтобы выполнить задание партнерам необходимо назвать свое имя и ответить на два вопроса:
1) что ты любишь больше всего делать?
2) какая твоя заветная мечта?
Далее пара по очереди представляет своих партнеров. Например: «Рядом со мной - Антон. Больше всего он любит играть в футбол. Его заветная мечта - путешествие вокруг света».
Обсуждение:
1) какие мысли возникли у вас во время «интервью»?
2) о чем вы узнали, слушая других?
III. Упражнение «Правила».
Цель: повторить правила, создать доброжелательную атмосферу.
Как вам известно, что на каждом занятии тренинга существуют определенные правила, поэтому мы сейчас проведем упражнение «Правила», для того, чтобы их повторить. Вы остаетесь в этих же парах и каждая пара получает задание:
1)      У каждой пары есть карта, на которой записано одно из правил работы нашей группы. Необходимо кратко перечислить и записать те действия, которых должны придерживаться все участники, для того, чтобы данное правило работало, выполнялось. (Приложение 1)
Правила работы в группе:
1. Искренность и откровенность.
2. Уважение к другому.
3. «Здесь - и - сейчас».
4. Активно участвовать в работе группы.
5. Говорить от своего имени.
6. Сохранять конфиденциальность.
7. Говорить коротко и по очереди.
8. Соблюдать регламент.

На исполнение 3 мин.
2) Каждая пара представляет свое правило.
3) Обсуждение:
Какие мысли вызвала данная работа?
Что нам дает повторение правил?
IV. Упражнение «Ожидание».
Цель: осознание участниками собственных целей в данном занятии.
На каждое занятие вы приходите, работаете,  чего-то ожидаете. Итак, какие цели вы ставите перед собой на сегодняшнем занятии? Каждый из вас получил «цветочек», на котором вы запишете свои ожидания от сегодняшнего занятия, от своей работы на нем.
На выполнение 2 мин.
После чего каждый из вас прочтет, что записано на его «цветочке» и прикрепит его на плакат (дерево) «Ожидание».
Обсуждение:
Посмотрите на наше дерево, которое так хорошо зацвело, о чем оно говорит? Надеюсь, что мы в конце занятия соберем щедрый урожай!
V. Информационное сообщение «Толерантный человек»
В 1995 году на 28 сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО ее участники провозгласили 16 ноября Международным днем толерантности. С тех пор этот день ежегодно отмечается в странах - членах этой организации.
Сейчас толерантность - яркий показатель степени демократичности каждого отдельного государства и одно из условий его развития. Толерантность как черта характера человека - условие для успешного общения для достижения результата в любой деятельности.
Понятие «толерантность» впервые встречается в XVIII в. В своем «Трактате о веротерпимости» известный французский философ Вольтер писал, что «безумием является убеждение, что все люди могут одинаково думать об определенных вещах.
Сейчас толерантность понимается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание прав других на свои мысли и взгляды. Итак, толерантность – это прежде всего, принятие других такими, какие они есть и взаимодействие с ними на основе согласия.
Деление людей на толерантных и не толерантных достаточно условно. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные так и не толерантные поступки. Но способность вести себя толерантно может стать личностной чертой, а следовательно - обеспечить успех в общении. Толерантные люди больше знают о своих недостатках и преимущества. Они критически относятся к себе и не стремятся во всех бедах обвинить других. Они не перекладывают ответственность на других. Толерантный человек не делит мир на два цвета - черный и белый. Он не акцентирует на различиях между «своими» и «чужими», а потому готов выслушать и понять другие точки зрения.
Чувство юмора и способность посмеяться над своими слабыми сторонами - особая черта толерантного человека. У того, кто способен к этому - меньшая потребность свысока относиться к другим.
Итак, толерантная личность знает и правильно оценивает себя. Ее доброе отношение к себе сосуществует с положительным и доброжелательным отношением к другим.
Прошу вас обратить внимание на плакат и заслушать диалог.
А - это шесть.
Б - это девять.
А – да нет же это шестерка.
Б - какая это шестерка, когда это девятка.
А - это самая настоящая шестерка.
Б - ты что-то путаешь. Это настоящая девятка.
А - ты что, не в своем уме? Смотришь и не видишь.
Б - скорее всего тебе нужно лечиться!
И так далее.
Почему участники не смогли найти согласия?
Вывод. Неумение понять другого, уверенность, что ваше мнение единственно правильное, нежелание увидеть ситуацию глазами другого - кратчайший путь к недоразумению, а часто и к возникновению конфликта.
Итак, если вы хотите эффективно общаться, необходимо вести себя так, чтобы не обижать партнера, уважать точку зрения другого и его личность, независимо от социального положения, национальности, индивидуальных особенностей, предпочтений и т.д.. Такое общение называется толерантным.
При этом на доске плакат «Признаки толерантного человека» (Приложение 3).
Приложение 3
Признаки толерантного человека
Толерантный человек:
- Хорошо сотрудничает с другими на основе партнерства
- Готов считаться с мнениями других
- Уважает человеческое достоинство
- Уважает права других
- Воспринимает другого таким, какой он есть
- Способен поставить себя на место другого
- Уважает право быть другим
- Признает разнообразие
- Признает равенство других
- Терпим к чужим мнениям, верованиям, поведению
- Отказывается от доминирования и насилия
VI. Упражнение «Ассоциативный ряд».
Цель: усвоить понятие «толерантность», расширить его содержание.
А сейчас «первые» номера создадут одну группу, а «вторые» - вторую. Для того, чтобы расширить свои знания о толерантности предлагаю выполнить упражнение «Ассоциативный ряд». Каждая группа получает задание:
На плакате, который вы получили, где записано слово «толерантность», нужно записать характеристики человека, которые ассоциируются с содержанием понятия «толерантность» и начать с буквы вертикального ряда.
На выполнение 3 мин.
Т - терпеливый
О - осторожный, оптимистичный, объективный
Л - лояльный, любезный
Е - эмпатийный (обращение к толковому словарю)
Р - расчетливый, умный
А - адекватный, аккуратный в отношениях с другими
Н - ненавязчивый
Т - тактичный
Н - нежный
О - общительный
С - сдержанный, сочувственный
Т – заботливый
Ь - мягкость - символ толерантности
Обсуждение:
Каковы ваши впечатления от выполненного задания?
Что нового вы узнали?
Какая из характеристик присуща каждому из вас? Какую бы вы назвали своей?
Возвращение в круг.
VII. Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»
Цель: закрепить теоретический материал о толерантности.
Всегда ли мы понимаем, что отвечаем за каждое наше слово. Мы отвечаем за то, как нас поняли, за те последствия, к которым могут привести наши слова. Общение будет приятным или неприятным, эффективным или неэффективным - это тоже в первую очередь зависит от каждого из нас. Сейчас мы проведем упражнение «Согласие, несогласие, оценка». (Разделение на три группы). Каждая группа методом выбора получает карточку с заданием. (Приложение 4).
Карточки для заданий
1. Составьте список слов и выражений с помощью которых вы выражаете свое отношение к действиям или поступкам другого
2. Составьте список слов и выражений с помощью которых вы выражаете согласие
3. Составьте список слов и выражений с помощью которых вы выражаете несогласие
На выполнение 5 мин.
Каждая группа по очереди вывешивает и представляет результаты своей работы.
Предлагаю вам определить на готовых плакатах те выражения, которые на ваш взгляд можно использовать при толерантном общении (подчеркиваю их на плакатах).
Если участники привели слишком категоричные или агрессивные высказывания, следует отметить, что для толерантного общения важно уметь выражать свою точку зрения, не оскорбляя других.
Обсуждение:
Чем была интересна данная работа?
После обсуждения демонстрирую на доске материалы приложения к упражнению, в которых можно дописать наработки групп (Приложение 5).
Приложение 5
ПОМНИ!
При высказывании своей оценки действиям другого, можно начать фразу словами:
Если тебе нравятся такие действия и поступки:
- Мне нравится, как ты ...
- Я в восторге от того, как ты ...
- Ты молодец, когда ...
- Мне не всегда удается так хорошо, как тебе ...
А это место для ваших фраз:
Если ты не поддерживаешь такие действия и поступки:
- Мне не приятно было видеть, когда ты ...
- Мне не понравилось ...
- Я был неприятно поражен ...
- Я считаю, что так некрасиво ...
- Я думаю, что это не достойно тебя ...
А это место для ваших фраз:

Возвращение в круг.
VIII. Упражнение «Я - сообщение».
Цель: Научить участников выражать свои чувства без критики, оценок, и недовольства.
Информационное сообщение.
Важно уметь проявлять толерантность в общении. Это предполагает не только принятие другого, но и умение поддержать его и помочь. В конфликтной ситуации, когда человек переживает сильные отрицательные эмоции, появляются проблемы с их выражением. Одним из эффективных способов решения этой проблемы является осознание своих чувств и проговаривание их партнеру. Именно этот способ самовыражения и называется «Я - сообщением».
«Я - сообщение» - это осознание и проговаривание вслух своего положения в связи с ситуацией, которая сложилась. Использование во время общения «Я - сообщений», помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека.
Сравните: «Я очень волнуюсь, когда тебя нет дома в 11 вечера» и «Ты опять пришел домой в 11 вечера».
«Я - высказывание» - это произнесение вслух чувств, которые вы испытываете в неприятной для вас ситуации, признания и формирования собственной проблемы по этому поводу. Использование в речи «Я - высказываний» делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Использование «Я - высказываний» позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить. Демонстрирую схему «Я - высказываний». (Приложение 6).
Приложение 6
Примерная схема
«Я - высказывание»:
1. Отметить, что именно произошло (то есть ситуацию, которая вызвала напряжение):
Когда я вижу, что ты ...
Когда это происходит ...
Когда я сталкиваюсь с такой ситуацией ...
2. Определить и назвать чувство, которое у тебя при этом возникло:
Я чувствую ...
Я не знаю что и сказать ...
У меня возникла проблема ...
3. Если бы ты хотел, чтобы ситуация изменилась:
Я просил бы тебя ...
Я буду благодарен тебе, если ...

Прошу вас рассчитаться на «первый-второй». Первые номера станьте в внутренний круг лицом к вторым номерам. Сейчас вы разыграете, следующую ситуацию используя «Я - сообщение».
Ситуация. Вы с другом (подругой) договорились встретиться на улице. Вы подождали его (ее) полчаса, а он (она) так и не пришел.
Обсуждение:
Какие высказывания мы преимущественно используем в повседневной жизни?
Трудно ли вам было оперировать «Я - высказываниями»?
Почему это трудно было делать?
Что вы чувствовали, когда к вам обращались с  «Я - сообщением»?
Возвращение в круг.
IX. Упражнение «Проект».
Цель: закрепление участниками знаний, убеждений и опыта, приобретенного ими в ходе занятия-тренинга.
На сегодняшнем занятии вы узнали, что такое толерантность, какой человек является толерантным, что такое «Я - сообщение», усовершенствовали навыки эффективного общения. Как бы вы об этом всем сообщили и рассказали своим сверстникам и друзьям, чтобы и они стали толерантными людьми. Для этого мы проведем упражнение «Проект».
Разделение на две группы (по цветам).
Каждая группа получает задание:
1) Составить проект для сверстников «Как стать толерантным человеком»
2) Создать проект «Кодекс толерантности» (10 и более статей)
Дети представят свои проекты. После чего обращают внимание на приложение. (Приложение 7)
Приложение 7
Некоторые советы Д. Карнеги для эффективного общения
Будьте искренне заинтересованы в других людях.
Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом.
Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значимость и сделайте это искренне.
Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он неправ.
Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему.
Обращая внимание на ошибки человека, не высказывайтесь об этом прямо.
Прежде чем критиковать другого, скажите о своих ошибках.
Хвалите человека за каждое его, пусть и незначительное, достижение.
При этом будьте искренни и щедры на похвалу.

Возвращение в круг.
Х. Упражнение «Взгляд в будущее»
Цель: способствовать осознанию участниками приобретенных знаний.
Представьте себя через год. Вы - толерантная личность. Какие черты вам присущи? Предлагаю каждому на шарике, написать те характеристики, которые вы сегодня возьмете с собой в будущее, чтобы быть толерантными. Дети пишут и зачитывают.
Увеличить силу осуществления всего, что вы зачитали можно, объединив все шарики вместе. Перевязываю лентой и вешаю на видное место.
XI. Вручение «мешочков с советами».
Старайтесь быть толерантными! Для этого старайтесь придерживаться рекомендаций и пожеланий из «мешочков с  советами» (Приложение 8).
Приложение 8 «Мешочек советов»
Будьте готовы к тому, что все люди разные - не лучшие,  не худшие - просто разные
Научитесь воспринимать людей такими, какие они есть, не пытайтесь изменить в них то, что вам не нравится
Цените в каждом человеке личность и уважайте его мысли, чувства, убеждения, независимо от того, совпадают ли они с вашими
Храните «свое лицо», найдите себя при любых обстоятельствах оставайтесь самими собой
Будьте искренне заинтересованы в других людях
Делайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значимость, и делайте это искренне
Показывайте, что вы уважаете точку зрения собеседника
Никогда не говорите кому-то, что он не прав
Вразумите на основе согласия
Будьте тактичными
Имейте чувство юмора
Умейте слушать и выслушать
Говорите от первого лица
Будьте внимательным к слушателю
Проявляйте эмпатию

XII. Упражнение «Дерево итогов».
В начале занятий каждый из вас чего-то ожидал и вы это прописывали. От ваших ожиданий расцвело дерево и мы говорили, что в конце занятия будем собирать урожай.
Раздаю каждому участнику маленький лист бумаги, вырезанный в виде яблока, и предлагаю написать на нем свои впечатления и мысли от проведенного занятия. На выполнение 1 минута.
Затем каждый участник по очереди зачитывает и прикрепляет на «Дерево итогов».
Так из цветов, которые расцвели на дереве в начале занятия, мы собрали урожай «яблоки» - наши наработки и результаты работы. Спасибо за активную, эффективную работу, проявленную заинтересованность на сегодняшнем занятии. Завершить нашу встречу я хочу легендой «Все в твоих руках».
Когда-то давно на юге Африки жил умный, но очень гордый вождь. Весь день его состоял из облачения в изысканный наряд и разговоров с подданными о своем уме. Так шли дни за днями, годы за годами ... И вот прокатился странный слух, что в пустыне появился мудрец. Очень разозлился вождь: как можно называть какого-то старца самым умным человеком в мире? Но никому своего возмущения не показал, а пригласил мудреца к себе ...
И вот настал день встречи. Собралось все племя, чтобы послушать самых умных людей в мире. Вождь сидел на высоком троне и держал в руках за спиной бабочку. К нему подошел небольшой худощавый мужчина, поздоровался и сказал, что готов ответить на любой вопрос. И тогда, нехорошо улыбаясь, вождь сказал: «Скажи мне, то, что я держу в руках, живое или мертвое?».
Мудрец подумал, улыбнулся и ответил: «Все в твоих руках».