Рекомендации для развития мышления (игровой тренинг).

1. Составление предложения.
Взять наугад три олова, не связанные по смыслу, например, "озеро", "карандаш", "медведь".Задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали в себя эти три слова, (можно менять падеж и использовать другие слова).
В этой игре необходимо стимулировать разнообразные, оригина­льные, творческие ответы.
2. Поиск общего.
Взять наугад два слова, мало связанные между собой, например "тарелка" и "лодка".
Задание: написать как можно больше общих признаков для этих предметов. Например, ответы стандартные ("изделие человеческих рук», "имеют глубину");
. В ответах необходимо выделять существенные и несущественные признаки.
3. Исключение лишнего слова.
Взять три слова, например, "собака", "помидор", "солнце". Надо выбрать как можно больше лишних слов. Не стоит ограничиваться лишь одним единственным правильным решением.
4. Поиск аналогов.
Называется какой-либо предмет или явление, например, "верто­лет".
Задание: назвать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам.
Ответы: "птицы, бабочка" - летают и садятся,
5. Поиск противоположных предметов.
Называется какой-либо предмет, например, "дом". Надо назвать как можно больше других предметов, противоположных данному. При этом надо ориентироваться на различные признаки предмета и систе­матизировать его противоположности по группам.
Например, в нашем случае можно назвать "сарай" (противополож­ное по размеру и степени комфорта), "вокзал" (чужое или свое по­мещение) и т.д.
Значение этой игры: она формирует умение находить самые раз­личные свойства предметов, учит сравнивать предметы между собой.
6. Поиск предметов по заданным признакам.
Задача – назвать как можно больше предметов, обладающих задан­ной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета.
Например, "Назовите предметы, которые объединяют в себе выпол­нение двух противоположных функций, наподобие двери (она и закры­вает, и открывает выход из помещения); выключателя (он и включает, и выключает свет).
Значение этой игры: формирует способность легко находить анало­гии между различными непохожими предметами, быстро переключать мышление с одного объекта на другой.
7. Поиск соединительных звеньев.
Задаются два предмета, например; "лопата", "автомобиль".
Задача - назвать предметы, которые являются как бы "переходным мостиком" от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь чёткую логическую связь с обоими заданными предметами.
Например, "экскаватор" - в нашем примере (общее с "лопатой" - функция, общее с "автомобилем" - транспортные средства), "рабочий" (копает лопатой и одновременно - владелец автомобиля).
Можно использовать два-три соединительных звена: "лопата - тачка - прицеп - автомобиль".
Особое внимание обратить на обоснование каждой связи.
Значение этой игры: в ней формируется способность легко и быстро устанавливать связи между предметами, явлениями, которые кажутся на первый взгляд далекими друг от друга.
8. Способы применения предмета.
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, ''книга". Надо назвать как можно больше различных способов его применения: "книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, ею можно прикрыть бумаги на столе от посторонних взглядов и т.д." Надо ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета.
Значение этой игры: развивает способность находить самые различные взаимосвязи, неожиданные возможности обычного предмета.
9. Формирование определений.
Называется знакомый всем предмет или явление, например, "дырка". Надо дать ему как можно более точное определение, т.е. чтобы оно включало в себя все существенные признаки и отбрасывало несущественные.
Значение игры: формирует четкость и стройность мышления, уме­ние выделять существенные признаки, отвлекаясь от несущественных.
10. Выражение мысли другими словами.
Предлагается фраза, например: "Нынешнее лето будет очень тёплым". Необходимо передать эту мысль другими словами, не употребляя ни одно из слов данного предложения. Важно не исказить смысл высказывания.
Значение этой игры: развивать умение точно выражать свои мыс­ли. Ведь, с одной стороны, то, что человек хорошо понимает, он легко выражает своими словами, и с другой стороны, понимание часто наблюдается тогда, когда непонятную фразу человек смог "перевести на свои язык".
11. Перечень возможных причин.
Описывается какая-либо необычная ситуация, например, "Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры рас­пахнута". Надо как можно быстрее назвать самые разнообразные причины этой ситуации. Например, "забыл закрыть дверь", "залез­ли воры" (банальные причины), "марсиане прилетели" (маловероят­ная, необычная причина).
Значение игры; вырабатывается умение проработать самые раз­личные версии, и только после этого принять решение.
12. Построение системы причин.
Предлагается любое событие, например, "Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого". Надо назвать как можно больше возможных причин этому
13. Перечень заглавий к рассказу.
Предлагается рассказ, например: "Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять - все свое время они проводят у экрана теле­визора. Отец двух таких мальчишек ив Вашингтона придумал ориги­нальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключал телевизор из сети и присоединил его к небольшой динамо-машине, которую надо приводить в движение, сидя на велосипедной раме и довольно усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напря­жение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно снизился".
Надо подобрать к рассказу как можно больше заглавий, например, "Способ обучения детей от смотрения телевизора" (строгое, логич­ное заглавие), "Отец и сыновья" (формальное, верное, но не схва­тывает глазного), "Велотелевизор» (образное, эмоциональное, яр­кое заглавие).
 Давай с тобой играть! (начало).